ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ




Палаткина Елизавета Сергеевна,

студентка 5 курса, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В статье рассматриваются основные проблемы молодежного предпринимательства Астраханской области. Результаты пилотажного исследования, проведенного на базе «Министерства социального развития и труда Астраханской области» показали полное отсутствие финансовой, информационной и просветительской поддержки молодым предпринимателям. В качестве технологий поддержки и популяризации молодежного предпринимательства предлагаются создание бизнес-инкубаторов и рекламных программ.

Ключевые слова: Ключевые слова: молодежное предпринимательство,проблемы развития,молодежь,предпринимательство.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В современной России на региональном и муниципальном уровнях управления осуществляются разнообразные программы поддержки малого предпринимательства. Выделение малого предпринимательства в качестве целевой группы призвано создать условия для предотвращения монополизации и формирования матричной структуры гражданского общества. Вместе с тем, малое предпринимательство − достаточно обширный и разноплановый сектор и, следовательно, возникает необходимость сосредотачивать государственную поддержку именно в этом секторе предпринимательства.

Среди целевых групп в рамках малого предпринимательства, на которые следует обращать особое внимание в плане государственного регулирования, особо выделяется молодежное предпринимательство.

Ведь молодежь – самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни и которая эффективно воспринимает полезные их стороны. Поэтому можно говорить о том, что молодежь обладает, куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные группы.

Молодежное предпринимательство – это очень сложный сектор, который требует особенно серьезного внимания со стороны государственных органов. Его правильно построенная, целенаправленная поддержка обеспечит развитие малого предпринимательства в регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту, к повышению инвестиционной привлекательности региона. Однако молодежь сталкивается с огромными трудностями на пути создания молодежных предприятий.

Молодежный бизнес является существенным сегментом малого предпринимательства. Молодежь является наиболее значимым звеном в предпринимательской среде. Ведь именно сегодняшняя молодежь, молодежное предпринимательство будут определять облик нашей страны уже через 10 лет, от развития сегодняшнего молодежного бизнеса будут зависеть темпы экономического роста и развития нашей страны завтра.

Однако сегодня во многих Российских регионах, в том числе и в Астраханской области, большое количество молодых людей оказалось невостребованным в сфере государственной экономики. Значительная часть молодежи проявляет высокую активность в предпринимательской деятельности, но по причине отсутствия реального механизма поддержки молодежного предпринимательства большинство начинаний либо закрывается в течение первых нескольких месяцев работы, либо уходит в сторону нелегального, а нередко и криминального бизнеса.

В рамках интервью в «Министерстве социального развития и труда Астраханской области » молодым людям был задан вопрос:

«Какова причина привлекательности наемной работы перед предпринимательской деятельностью?»

Были получены следующие аргументы:

1. Повышение удовлетворенностью работой по найму в силу роста

заработной платы, особенно в московских фирмах;

2. Недостаток свободных ниш в бизнесе;

3. Желание стабильности в жизни;

4. Недостаток специальных знаний, необходимых предпринимателю

Ввиду не информированности молодых людей о существующих методах поддержки молодежного предпринимательства существует необходимость в проведении различных акций, конкурсов, создании информационных баз в учебных заведениях. Все эти меры будут способствовать тому, что молодые люди перестанут воспринимать предпринимательство, бизнес как недоступную им сферу деятельности.

Увеличение доли молодых предпринимателей в общей структуре предпринимательства Астраханской области свидетельствует об усилении интереса молодежи к предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, требует от них определенных знаний и опыта, личных качеств. Большинство молодежи, в силу ряда объективных причин, не имеет в достаточной мере таких знаний и опыта. В результате этого они не могут в полной мере воплотить в жизнь свои идеи, бизнес-проекты. Поэтому для успешной работы молодым предпринимателям необходимо компенсировать недостаток знаний, опыта.

Пилотажный опрос, проведенный нами летом 2012 г. среди представителей частных фирм Астраханской области, показал, что молодые предприниматели испытывают потребность в финансовой (31,3%), налоговой (16,7%) и кредитной (27,1%) поддержке. На втором плане оказалась информационная и правовая помощь.

Учитывая, что вопрос был открытым, смысл, вкладываемый респондентами в понятие финансовой поддержки, достаточно сложно конкретизировать и превращать в рекомендации для органов управления, тем более что прямая финансовая поддержка противоречит идее свободного рынка. Один из возможных вариантов налоговой поддержки демонстрирует ответ из интервью: «Как может предприниматель молодой раскрутиться, если еще не успел встать на ноги, он должен платить налоги. Вот я знаю, заграницей, там два-три года какие-то минимальные налоги, потом человек раскручивается и через два-три года он уже платит нормальные налоги, как все и еще плюс то, что он какую-то компенсирует то, что он раньше не платил».

Другие интервьюируемые в качестве форм поддержки указывали на информационную, которая могла бы состоять в том, чтобы предпринимателям напоминали о необходимости постановки на налоговый учет, а не взимали в первом же случае крупные штрафы.

В то же время молодые люди обладают огромным новаторским, инновационным потенциалом, который необходимо развивать. При этом молодой предприниматель должен уметь преподнести свою идею, уметь заявить о себе, о своих качествах. Поскольку именно от сегодняшней молодежи зависит то, каким будет предпринимательство через 10 лет, необходимо уже сейчас закладывать в сознание молодежи правильный подход к ведению бизнеса. Обычно молодых предпринимателей притягивают те сферы деятельности, деловой активности, которые способствуют быстрому росту капитала, высокой рентабельности (посредническая деятельность, торгово-закупочные операции, услуги по организации «коммерческого туризма» и т.д). Следствием такого «притяжения» является гипертрофирование сферы обращения в противовес сфере производства. Отсюда и отрицательные качества предпринимателей – качество, стремление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, непорядочность, нечестность в отношениях, неразборчивость в средствах.

Таким образом, государственная поддержка молодежного предпринимательства в Астраханской области еще совсем не совершенна. Она имеет ряд недостатков и проблем, решение которых позволило бы молодежному предпринимательству развиваться намного лучше и использовать его для нужд области.

В качестве технологий поддержки молодежного предпринимательства в отечественной литературе предлагаются создание бизнес-инкубаторов, Управляющей компании, Ресурсного центра, бизнес-карты города. Канадские исследователи предлагают, среди прочего, два заслуживающих внимания момента:

1. Организация рекламной компании по вовлечению молодежи в бизнес. При этом необходимо разработать специальный бренд, посвященный проблеме молодежного предпринимательства;

2. Создание института менторов − индивидуальных учителей молодых предпринимателей. Недостаток данной меры − нежелание потенциальных менторов делиться секретами ведения дела − может быть сглажен, если сделать акцент на межпоколенном сотрудничестве. Так, в рамках одной из программ Астраханской торгово-промышленной палаты было организовано обучение представителей региональной бизнес-элиты Западными бизнесменами пожилого возраста.

Поддержка молодежного предпринимательства может и должна быть выдвинута в качестве одной из социальных целей регионального и муниципального развития. В условиях ограниченных ресурсов поддерживаемую категорию допустимо ограничить, во-первых, малыми и, во-вторых, инновационными предприятиями. В административном плане достижение указанной цели должно осуществляться путем межведомственного взаимодействия структур, отвечающих за экономическое развитие и молодежную политику. В конечном счете, формирование «моральной экономики» позволит предотвратить отрицательные последствия затянувшегося социального кризиса.

 

Список литературы:

1. Голубев С.В. Государственное регулирование социально-предпринимательской деятельности молодежи в Республике Марий Эл. Дис. канд. соц. наук. −Йошкар-Ола, 2005. − 190 с.

2. Назарова Н.А. Рекомендации органам исполнительной власти по созданию

инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства // Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. − Пенза: ПГСХА, 2005. − С.27-29.

3. Орлов В.Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи. – Тюмень- Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. ун-та, 2001. – 342 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»