ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ




Терентьева Кристина Сергеевна,

администрация города Коврова, главный специалист, юрисконсульт отдела арбитражно-претензионной работы правового управления администрации г. Коврова.



Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Проблема развития, формирования правосознания одна из интересных в юридической науке, но в тоже время, одна из сложных теоретически и практически значимых. Правосознание, являясь комплексной категорией, рассматривается в различных отраслях наук: философии, социологии, психологии и т.д., однако наибольшее значение и одно из центральных мест занимает в теории государства и права. В последнее время интерес к исследованию правосознания все больше возрастает, такая тенденция обусловлена в первую очередь, ориентированием государства на построение правового государства, а также что не менее важно изменение сознания народа к действующему позитивному праву.

Совершенно очевидно, что успех власти зависит от того как воспринимаются, соблюдаются и реализуется нормы закона обществом. Так, справедливо отмечает С.С. Алексеев, что правосознание выступает так называемой «визитной карточкой» права данного общества и является критерием оценки развития социума [1.с.156]. В связи с чем, можно сделать вывод, что уровень и качество правовых норм должны соответствовать потребностям общества и их развитие на уровне законодательства и общества заключается в потенциальной эффективности сотрудничества.

Исходя из изложенного, представляется, что изменение (смена) приоритетов на: «личность-общество-государство», должны реализовываться, мягко, бесконфликтно, во взаимосвязи с воспитанием личности в духе права, закона, путем реформирования как системы образования, так и систем в других областях человеческой деятельности, так как характер поведения людей зависит от уровня и состояния правового сознания личности.

Как будет развиваться наше государство, зависит от многих факторов, как и от правосознания общества (народа) в целом, так и от индивидуального правосознания гражданина государства. Кризис жизненных ориентиров, падение духовных ценностей формируют размытые мировоззренческие взгляды на право. Темпы развития одобряемого социального поведения граждан находятся в прямой зависимости от осознания государством накопившихся проблем.

Во все времена сознание человека представляло большой интерес для науки и, несмотря на многочисленные усилия, ученых сознание хранит свою тайну. М.К. Мамардашвили, объясняет такое положение тем, что сознание представляет собой странное явление, которое есть и которое в то же время невозможно ухватить либо представить как вещь [2.с.3]. Такая неясность и загадка феномена сознания отражается и на развитии теории правосознания, что вызывает трудности в формировании эффективных методик стимулирующих адекватные в правовом смысле общественные отношения.

Продуктивность решения проблем правосознания во многом зависит от разработки методов концептуально верных, непосредственно связанных с проблематикой изменения состояния сознания, поддающегося изменению в зависимости от различных факторов. Как справедливо отметил Ч. Тарт, в настоящее время знаний человека не достаточно для формирования какой-либо концепции измененных состояний сознания [3.с.88].

Существенный вклад в развитие категории правосознания, дефиниции нормального, целостного правосознания внес русский философ И.А. Ильин, который тщательно исследовал природу данного феномена. Как указал, И.А. Ильин только в целостном виде правосознание является нормальным правосознанием [4.с.146]. Однако стоит оговориться, что для каждого человека критерий нормальности состояния правосознания определяется его реакцией на феномены, происходящие в юридической действительности, но вместе с тем они оказывают на него опосредованное воздействие.

В юридической науке, сложилась дефиниция правосознания как совокупности чувств, переживаний относительно действующего права и принятых норм и, следовательно, совершенно бесспорно, что на формирование правосознания существенное влияние оказывают определенные социально-правовые условия. Правовой инфантилизм в настоящее время все больше прогрессирует и причиной тому достаточно много. Недостаточное информирование населения о принятых правовых нормах способствует развитию правового нигилизма, упадку правовой культуры общества. Более того, государством не найдены эффективные способы стимулирования населения в участии управления государством.

Представляется, что осуществление власти народом реализуется не в полной мере в связи с тем, что в сознании людей до сих пор имеются устоявшиеся убеждения того, что вся власть сконцентрирована в руках элиты, что организация выборов представителей власти не более чем фикция, и провозглашение в государстве демократического режима, также носит элемент притворности.

Процветание правового нигилизма в обществе, отрицание позитивной роли законодательства, выраженного в форме правовых норм, неверие и нежелание верить в действующие законы, а также не осознание необходимости таких норм с целью урегулирования общественных отношений вот то, с чем необходимо вести борьбу государству, и методы, выбранные государством, должны быть максимально понятны обществу и лояльны.

Вместе с тем, следует отметить важность правовой идеологии в структуре правосознания. Под правовой идеологией понимается совокупность юридических взглядов, идей, теорий отражающих и оценивающих правовую реальность. Правовая идеология характеризуется научным осмыслением права, принимающим и понимающим право как института в целом. Правовая идеология – это внутренний и не поверхностный аспект правосознания, выражающий природу, смысл, сущность права. Сферой применения правовой идеология по своей большей степени выражается во взглядах, интересах, концепциях политических партий, общественных движениях, общественных объединениях, а также государства в целом.

С крушением диктата, идеологией господствующего класса в нашей стране открытым остался вопрос о выборе адекватной идеологии именно для России, ведь, как известно сознание не терпит пустоты, однако, несмотря на многочисленные усилия государства, идеология демократии приживается в нашей стране довольно сложно и долго. Безусловно, виной этому исторические переживания народа и конечно нельзя оставить без внимания менталитет россиян.

Главной проблемой России является нестабильность правовой системы и правоотношений. Правовая система сегодня такова, что нормы права трактуются в угоду определенного круга лиц, скажем так «для себя». Невероятные многочисленные изменения в законодательстве, за которыми не успевают даже представители судебной власти и правоохранительных органов, что уж говорить о «рядовых» юристах, решающих чаще всего проблемы в одной определенной отрасли права. Некомпетентность чиновников, государственных служащих, коррупция, всевозможные коллизии и пробелы в праве это те проблемы, с которыми государство борется каждый день, однако по не понятным причинам отношение общества к праву не улучшается.

Указанные перечень проблем не только не уменьшается, а можно сказать, что увеличивается и конечно все это отражается на настроении всего общества и каждого гражданина в целом. Нередки также случаи попирания закона власть имущим, и чем больше таких случаев, тем быстрее в сознании общества формируется установка, что так может поступать каждый. Уместно отметить справедливое замечание профессора Н.И. Матузова, что именно такие поступки являются показателем правового сознания общества и человека, который служит пропуском в семью цивилизованных народов мира. [5.]

В этой связи нельзя не упомянуть и втором структурном элементе правосознания – правовой психологии. Правовая психология это, прежде всего чувственный аспект, психологическая реакция на действующее право и принятые нормы. Формирование чувств и эмоций относительно права происходит под влиянием всех жизненных аспектов, регулируемых правом. Наверное, до сих пор в обществе обсуждается с волнением вопрос о принятом новом законе об образовании, который заставил волноваться всех: педагогическое сообщество, родителей, общественные организации. Это ли не показатель психологической реакции общества относительно права?

В заключение хотелось бы отметить, что роль права в жизни общества весьма велика и действующие нормы права, конечно, не могут быть в угоду и по нраву, каждому, но интересы большинства они охраняют, защищают и реализуют. Несомненно, также, что и роль правосознания не менее значительна и в конечном итоге цель поставленная государством (демократическое, гражданское общество), благодаря эффективным методам будет достигнута.

 

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. С.156

2. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10 С.3-18

3. Тарт Ч. Сон- «кайф»: новое состояние сознания // Измененные состояния сознания. М., 2003. 288 с.

4. Ильин И.А. Философия права. Нравственная философия. // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1993. 503 с.

5. Матузов Н.И. Теория государства и права. М. : Юристъ, 2002

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»