Стратегическое управление – это многоэтапный процесс разработки стратегических направлений, выбора и реализации стратегии для достижения конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу при определенной совокупности факторов, оказывающих косвенное и прямое влияние на развитие предприятия.
Анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегического поведения предприятия является неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.
И. Ансофф выделяет следующие ключевые решения по формированию стратегии: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о портфельной стратегии; конкурентная стратегия; создание альтернативных проектов, их отбор и реализация [4, с. 78].
По М. Мескону процесс стратегического управления состоит из девяти шагов: выработка миссии и целей организации; оценка и анализ угроз и возможностей внешней среды; управленческое обследование сильных и слабых сторон; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация и оценка стратегии [3, с. 21].
А. Томпсон и Д. Стрикланд рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач: определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их выполнения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения [6, с. 43].
Модель стратегического процесса В. Марковой и С. Кузнецовой состоит из четырех этапов: определение цели; анализ «пробелов», включающий оценку внешнего и внутреннего окружения; формирование стратегии с учетом рассмотрения альтернативных вариантов; реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов [2, с. 9].
О. Виханский процесс стратегического управления рассматривает, как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор и выполнение стратегии; оценка и контроль реализации [1, с. 12].
Анализируя рассмотренные мнения, можно сформировать подходы к процессу стратегического управления предприятием:
При построении процесса стратегического управления от внешней среды первоочередным мероприятием становится анализ внешней среды и интересов групп влияния. На основе выявленных возможностей и угроз определяется видение, миссия и цели предприятия. Затем проводится анализ внутренних ресурсов и формируется стратегия достижения целей предприятия. Выбирая такой подход, предприятие должно тщательно выбирать отрасль, выходить на наиболее выгодные рынки, придавая важнейшее значение степени привлекательности отрасли.
При построении процесса стратегического управления от внутренней среды первоочередным мероприятием становится анализ внутренней среды. На основе выявленных сильных и слабых сторон предприятия определяется видение, миссия и цели. Затем проводится анализ внешней среды и формируется стратегия достижения целей предприятия. В рамках этого подхода к ресурсам предприятия предъявляются следующие требования:
Рассмотренные подходы разнонаправленные, но в настоящее время нет необходимости в их противопоставлении. Для обеспечения долгосрочного успеха более привлекательна перспектива интеграции обоих подходов. Долгосрочное развитие предприятия зависит от его умения своевременно реагировать на изменения в конкурентной среде и развивать свои ресурсы так, чтобы точно отвечать на эти изменения.
Также интересен взгляд преподавателей кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов под руководством д.э.н., проф. А.Н. Петрова, которые предложили собственный подход к моделированию процесса стратегического управления [5, с. 27].
В основе этого подхода, представленного в виде контура, лежит принцип иерархичности построения стратегий: одновременно с корпоративной (базовой) стратегией разрабатываются стратегии каждого крупного структурного подразделения предприятия.
Исходя из проведенного анализа моделей процесса стратегического управления можно сделать вывод, что в современной литературе стратегическое управление рассматривается как деятельность, связанная с постановкой целей и задач предприятия и поддержанием взаимоотношений между предприятием и окружением, которые позволяют ему добиться конкурентных преимуществ, исходя из внутренних возможностей.
В современных условиях хозяйствования, в условиях высокого динамизма факторов внешней среды предприятия предлагается выстраивать процесс стратегического управления на базе анализа внешней среды предприятия, который должен осуществляться постоянно, а не выступать отдельным этапом процесса. На основе такого базиса последовательность формирования стратегического поведения предприятия сведем к следующим этапам:
Сущность разработки и реализации стратегического подхода в управлении предприятием заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по достижению конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегии.
Список литературы: