ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР




Мигунова Татьяна Валерьевна *,Маркевич Лариса Евгеньевна **.

учитель – дефектолог *,воспитатель **, Муниципального общеобразовательного учреждения «Дубровской СОШ» дошкольного отделения г. Санкт – Петербург

В статье представлен опыт работы взаимодействия учителя- дефектолога и воспитателей по обогащению предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: Ключевые слова: предметно-развивающая среда,взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольной организации на сегодняшний день стоит особо актуально, так как не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например: стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Особенно важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. В связи с этим мы решили спроектировать обогащение предметно - развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей детей с ЗПР и тематическим планированием.

Пространство группы организовали в виде разграниченных зон («центры», «уголки»). В соответствии с лексическими темами планировали дополнение и обновление «центров» учитывая коррекционную направленность группы.

«Учебная зона». Изготовили наглядные пособия по всем направлениям коррекционно – развивающей работы. Для подбора материала использовали интернет, где удобнее найти картинки соответствующие темам, распечатывали и ламинировали. Такие пособия яркие, эстетичные и долговременны в использовании. Все картинки на «липучках», использовать их можно, не только в образовательной, но и в самостоятельной деятельности детей в разных уголках.

«Центр детского творчества». По каждой теме подобраны раскраски, алгоритмы рисования и лепки, что позволяет детям закрепить полученные знания в свободной деятельности и создавать новые творческие идеи. Совместно с детьми созданы альбомы декоративно – прикладного искусства, разные приемы работы с бумагой. Изготовленные детьми работы использовали в игровой деятельности, в оформлении уголка природы, оформлении группы, в театрализованной деятельности и т.д.

«Книжный уголок». Подобрали художественную литературу для чтения и драматизации. Вместе с детьми и родителями создали мини – книжки с загадками и стихами, рассказами и рисунками детей. Собрали материал к мини – выставкам «Это интересно».

«Центр развивающих игр». Дополнили самодельными играми на развитие внимания, мышления, памяти и речи: игры с прищепками, оригинальные игры из бросового материала, лабиринты, разрезные картинки, игры с цифрами, фишками и т.д. Такие игры вызывают повышенный интерес не только у детей, но и родителей, т.к. аналогичные игры можно сделать дома.

«Уголок природы». В уголке природы сделали макет деревеньки (лес, дом, сад, огород, бабка с дедом). Такой вариант оформления в наглядной форме позволяет увидеть изменения в природе, в жизни людей и животных. Все изменения происходят в соответствии с временами года, дети с удовольствием участвуют в оформлении: выращивают лук и укроп на огороде, вырезают снежинки для зимы, листья для осени, лепят из пластилина домашних и диких животных, конструируют из бумаги перелетных и зимующих птиц, дополняют общую картину индивидуальными поделками.

«Уголок временной выставки». Такой уголок мы создавали еженедельно в соответствии с темой. В оформлении принимали участие дети и родители. Например, по теме «Ателье» была организована выставка «Дом мод». На выставке были представлены: коллекции разных тканей, ниток, молний, пуговиц; швейная машинка, предметы и инструменты швеи; выкройки и модели детской одежды. В ходе работы детям самим захотелось придумать разные фасоны одежды, и мы оформили журнал «Коллекция модной одежды 2014».

Таким образом, организация предметно-развивающей среды позволяет детям с ЗПР активизировать познавательную деятельность, выбирать, экспериментировать, творчески мыслить, самостоятельно закреплять полученные знания.

 

Список литературы:

1. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно – развивающей среды./ Спб: КАРО, 2007

2. Микляева Н.В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ: Сфера, 2013

3. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду./ Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006

4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336с.

5. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ./ М., Центр педагогического образования, 2008


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»