Проектирование развивающих образовательных ситуаций Во внеурочной деятельности младших школьников в редметной области «окружающий мир»




Укропова Анна Викторовна

аспирант, МГППУ, Россия, г. Москва



Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Укропова А.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 14-16


В рамках поставленных задач Федеральным государственным стандартом общего начального образования[8] по формированию метапредметных компетенций, учитывая предметное содержание области «Окружающий мир» разработаны развивающие образовательные ситуации для первых и вторых классов начальной школы.

Основываясь на разработки Н.В. Громыко[2] нами разработан алгоритм построения развивающих образовательных ситуаций в рамках внеучебной деятельности младших школьников предметной области «Окружающий мир».

1. Постановка цели и задач. Определяется место развивающей образовательной ситуации в системе обучения, обучающие на момент сценирования ситуации должны обладать конкретными предметными компетенциями, т.е. тематика ситуаций должна быть изучена на уроках «Окружающего мира».

2. Стимулирующий материал к развивающим образовательным ситуациям по развитию и формировние метапредметных компетенций, должен находиться в зоне интересов младших школьников.

3. Прогнозирование результатов занятия (ориентировочный результат), который позволит судить о достижении цели и задач развивающей образовательной ситуации.

4. Этот этап дополнительный, если педагог предполагает, что учащимся необходима дополнительная мотивация или актуализация предметных знаний используем презентация, энциклопедическую статью, фото, рассказ и т.д.

5. Прогнозирование результата деятельности обучающихся: рисунки, записи на доске и т.д.

6. Прописываем «рисунок» развивающей образовательной ситуации, записывает вопросы-опоры и высказывания.

7. Прогнозирование итога (возможные варианты).

Разрабатывая развивающие образовательные ситуации мы учитывали следующие психолого-педагогические условия проектирования развивающих образовательных ситуаций.

1. Условие доступности. Развивающие образовательные ситуации строятся на доступном материале для детей с учетом возрастных особенностей младших школьников.

2. Обязательная фиксация. Мы не беседуем, мы решаем, поэтому все варианты фиксируем. Давыдов В.В. пишет, что «раскрытие и выражение в символах опосредованного бытия, их всеобщности есть переход к теоретическому воспроизведению действительности» [1].

3. Условие множественности решений. Нет заранее известных решений, каждый раз работа идет «здесь и сейчас». У каждого учащегося может быть свой способ решения.

4. Условие «не отрицания». Принимаем все ответы учащихся и обсуждаем их вместе.

5. Условие опоры на ФГОС предметной области «Окружающий мир».

Опираясь на алгоритм построения развивающих образовательных ситуаций в предметной области «Окружающий мир» и учитывая психолого-педагогические условия, нами созданы циклы для первых и вторых классов, содержащие по 12 занятий. Содержанием занятий являются развивающие образовательные ситуации в предметной области «Окружающий мир». Занятия цикла для первоклассников:«Через 10 лет», «Если бы…», «Моя дорога в школу», «Путешествие письма», «Моя неделя», «Вкусное меню», «Петины загадки», «Люблю учиться!», «Зима или лето», «Я похож на …», «Мы поедем, мы помчимся», «Мой день». Цикл занятий для второклассников состоит из 12 занятий: «Мой год», « Про Машу и Мишу», «Кошки и люди», «Лесной мир», «Любимый цветок», « Из чего сделана профессия», « Собираемся и едем…», «Где родился, там и пригодился», «Из чего это сделано», «Летние вкусности», «Зачем нужен директор?», «Домашние опасности».

Фрагмент занятия № 1

Дети просматривают слайд-шоу с фотографиями.

Учитель: «Ребята, что вы увидели на фото?» На фото молодое дерево и многоэтажный панельный дом.

Учащиеся: «Деревья и дома». На самом деле, на фотографиях было еще много разных объектов: детская площадка, качели, машины, клумбы и т.д. Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо проанализировать увиденные картинки. Сначала дети называют все увиденные объекты, затем понимают, что на каждом фото было дерево и дом.

Учитель: «Посмотрите на это дерево, а теперь взгляните на эти дома. Какие они?»

Учащиеся: «Дерево маленькое, еще молодое. Дом большой, многоэтажный». Дети не сразу приходят к этому выводу, педагог задает вопросы-подсказки.

Учитель: «Представьте, что прошло 10 лет. Что изменилось? Что теперь мы видим на фото? Нарисуйте». Рассматриваем рисунки.

Учащиеся делают множество предположений: «Дерево вырастет, а дом нет. Дом может быть покрасят. Дерево будет цвести и т.д.»

Учитель: «Запишем в виде пиктограмм ваши варианты». Составляется таблица, а варианты дети с помощью учителя зарисовывают в виде пиктограмм. В процессе обсуждения делаем выводы о том, что неживое меняет человек, живое (маленькое дерево) подчинено законам природы[4].

Нами разработаны два цикла занятий в предметной области «Окружающий мир». Содержанием занятий являются развивающие образовательные ситуации разработанные с учетом психолого-педагогических условий и алгоритма представленных выше. Занятия проводятся фронтально во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

 

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.

2. Громыко Н.В. Обучение схематизации. М.: Пушкинский институт, 2005. — 475 с.

3. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. C. 40–45.

4. Укропова А.В. Проектирование развивающих образовательных ситуаций во внеурочной деятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 40–45.

5. Укропова А.В. Развивающие образовательные ситуации в предметной области «Окружающий мир» для учащихся 1 и 2 классов// Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф. - Махачкала: ООО «Апробация», 2015 – с. 220-222.

6. Укропова А.В. Достижение метапредметных результатов младшими школьниками, обучающимися по УМК «Школа России»// Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сб. м-лов 8-й международно  научно-практической конференции. - Махачкала: ООО «Апробация», 2015 – с.9-10.

7. Укропова А.В. Предпосылки развития метапредметных компетенций учеников начальных классов в предметной области «Окружающий мир»// Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сб. м-лов 5-й международной научно-практической конференции: Махачкала, 2014., с. 132-135.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»