В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника. Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта;
- открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром;
- реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;
- непосредственно связана с жизнью, интересными событиями;
- предполагает широкий спектр видов деятельности;
- позволяет учитывать желания и интересы детей к разным видам деятельности;
- дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
- позволяет развивать познавательный интерес к выбранной области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Мною был разработан проект « Мой любимый город», направленный на воспитание патриотических чувств.
Целью проекта стало формирование у детей старшего дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности. Реализацию проекта мы начали с изучения семьи воспитанника. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается, с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, детям и их родителям было предложено составить небольшой рассказ об истории создании своей семьи. Дети с восхищением поделиться семейными историями, свои рассказы сопровождали показом семейных фотографий. Это стало толчком для многих семей принять участие в конкурсе «Мое генеалогическое дерево семьи». Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Исследование истории родного города начали с посещения краеведческого музея. Здесь для ребенка открылась возможность первого проникновения в историю родного края, узнать, как жили люди раньше. На первой экскурсии детям рассказали и показали экспонаты, найденные во время раскопок, познакомили с легендами. На следующей экскурсии дошкольников познакомили с жилищем коренного народа Хакасии, их бытом, с национальным костюмом, и домашней обстановкой. "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с народными промыслами, бытовыми предметами старины. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Работа по проекту строилась на тесной связи с родителями, социумом. Совместно с детской городской библиотекой провели ряд тематических встреч, на которых дети познакомились с выдающимися людьми города: первые строители СШГЭС, почетные горожане. Встретились с писателями и поэтами клуба «Стрежень», которые поделились своим творчеством с детьми, рассказали о самых значимых событиях в своей жизни. Яркие наглядные примеры взрослых, их жизненная позиция помогает усвоению ребенком своей роли в жизни и развитии страны, способствует быстрому включению детей в добрые дела для семьи, детского сада, друзей города. Ребенок начинает понимать, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, благополучного будущего свой страны.
Большое участие в проекте приняли родителей. Совместно организовали автобусную экскурсию по родному городу, где профессиональный экскурсовод расширил представления детей о достопримечательностях, памятниках нашего города, рассказал об истории названия главных улиц.
Знакомство с родным городом и страной вызвало у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, что он услышал и увидел. Дети приняли активное участие в конкурсах рисунков «Город глазами детей», «Саяногорск - Город будущего».
Итоговым мероприятием по проекту было участие в городском конкурсе коллажей «С Днем Рождения мой Саяногорск». Рисунки детей, отражали сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе. Яркие впечатления об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Таким образом, применения проектного метода значительно расширяет представления дошкольника о родном городе, республике, стране, оказывает положительное влияние на формирование у детей дошкольного возраста таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Список литературы:
Монографии:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
4. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.