+7 989 669 15 15



Профессиональная мотивация и удовлетворенность трудом педагогов




Рифицкая Ирина Ивановна

кандидат психологических наук, доцент
Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск




Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, удовлетворенность профессией.




Библиографическое описание: Рифицкая И.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.122-123


Разработка проблемы мотивации в современной психолого-педагогической науке связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет. Это делает природу мотивационных структур определяющими для всех направлений человеческой деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

А.К. Маркова [2] определяет профессиональную мотивацию как то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д.

И.А. Зимняя [1, с.265–267] выделяет в педагогической деятельности такие мотивационные ориентации, как:

– внешние мотивы, например мотив достижения;

– внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат свей деятельности.

Тип мотивации влияет не только на эффективность труда, но и на личность работника: Высокая удовлетворенность возможна, в основном, при преобладании внутренней мотивации. Если преобладает внешняя мотивация, то труд становится просто средством для достижения чего–то, не являясь самоцелью; он выступает как обязанность чему–то внешнему, как цена за приобретение благ, необходимых человеку. Если внутренняя мотивация является источником развития человека, стимулирует совершенствование профессионального мастерства, то внешняя мотивация ориентирует его на сугубо личные интересы (цели), подавляет коллективистские устремления, приводит к отчуждению от коллектива. Внешняя мотивация не стимулирует в должной мере профессионального развития, превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. Особенно разрушительна для личности роль отрицательных мотиваторов, которые порождают конформизм, ограниченность, пассивность, безответственность [1].

А.А. Реаном [3] выявлено, что удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога. Наиболее оптимальным является мотивационный комплекс, в котором внутренние мотивы занимают лидирующее положение при минимальной выраженности внешних отрицательных мотивов. Худшим является мотивационный комплекс, в котором внешние отрицательные мотивы становятся наиболее значимыми при наименьшей ценности внутренних мотивов.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются: перестраивание общественных отношений человека; изменение условий профессионального труда; логика саморазвития человека; неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелости личности; рассогласование между отдельными сторонами в мотивационной сфере (мотивы, цели, смыслы).

 

Список литературы:

1.  Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 384 с.

2.  Маркова, А.К. Психология профессионализма. /А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.

3.  Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.