+7 989 669 15 15



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Александрова Ксения Валентиновна *,Петрова Ирина Николаевна **.

студентка*, доцент, кандидат педагогических наук **.ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

В данной статье исследованы проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации старших школьников. Анализ состояния проблемы организации профориентационной работы в школе и профессионального самоопределения старших школьников показал значимость развития данного направления работы в образовательных учреждениях, а так же значимость разработки научно – методологических основ данного направления деятельности.

Ключевые слова: Ключевые слова: профессиональное самоопределение,профориентация,интересы,склонности.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Профессия имеет огромное значение для каждого человека, и в сознании человека её нередко связывают с судьбой и жизненным предназначением. Именно поэтому выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

В настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, именно это обуславливает важность правильного и разумного выбора профессии[1].

Актуальность исследования: Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность. И в первую очередь это связано с тем, что в современной школе учащиеся сталкиваются с двумя проблемами:

  • Какой профиль обучения выбрать?
  • Куда пойти учиться и по каким предметам сдавать экзамены?

Именно поэтому правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ № 12» г. Чебоксары в 9 б классе гуманитарной направленности, в исследовании принимало участие 20 человек 15-16 лет.

Цель исследования состояла в изучении интересов и склонностей подростков, их профессиональной направленности.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1.   Определить уровень сформированности интересов и склонностей у учащихся.

2.   Выявить особенности профессиональной направленности старших школьников.

Для реализации поставленных задач была выбрана методика исследования интересов и склонностей А.Е. Голомштока.

С помощью данной методики каждый ученик смог выявить, какие интересы у него наиболее сформированы, к каким предметам уже проявляется устойчивый интерес, а к каким имеются лишь склонности. К сожалению, у многих из учащихся ещё не сформирован интерес в какой – то определённой сфере. Это связано с тем, что в 9 классе многим ещё сложно определить для себя, чем они будут заниматься в будущем, и в какой сфере им лучше себя реализовать. А для того что бы процесс самоопределения у учащихся прошёл лучше, с этого года они начали изучать предмет «Профориентация».

У некоторых из учащихся всё-таки уже имеется устойчивый интерес в определённой сфере. Так же особый интерес представляло то, какая из сфера интересов, наиболее интересна для учащихся. Наибольший интерес для школьников представляют следующие предметы: физкультура, музыка, сценическое искусство, иностранные языки. По результатам данной методики мы видим, что лишь у одного человека в классе высокий уровень профессионального самоопределения, у 12 человек данный показатель находится на среднем уровне, и у 7 человек низкий уровень сформированности готовности к профессиональному самоопределению.

Так же нами была проведена методика, направленная на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению, которая не только помогает определить, насколько школьник готов к профессиональному самоопределению, но и сформулировать направления для его дальнейшего развития.

Результаты этих двух методик показали, что школьники ещё не готовы сделать профессиональный выбор, они испытывают затруднения в выделении конкретной сферы интересов и предпочтений. Даже если у школьников и есть определенные профессиональные устремления и они сделали выбор конкретной профессии, в которой видят своё будущее, их знания о профессии, требованиях к специалисту в данной области, не являются достаточными.

Такие результаты исследования связаны с тем, что исследование было проведено в первой половине учебного года, когда ещё не велась значительная профориентационная работа с данным классом именно в направлении профессионального самоопределения школьников. Но еженедельно с классом проводятся факультативы по профориентации, что на наш взгляд, позволит учащимся в дальнейшем, когда они будут к этому готовы, сделать правильный профессиональный выбор.

Анализ состояния проблемы организации профориентационной работы в школе и профессионального самоопределения старших школьников показал значимость развития данного направления работы в образовательных учреждениях, а так же значимость разработки научно – методологических основ данного направления деятельности. Вопросам профессионального самоопределения посвящено достаточно большое число работ, так как в ходе учебной деятельности, практически каждый работник образовательного учреждения (учителя – предметники, классный руководитель, психолог, социальный педагог) выступают в качестве субъектов организации профориентационной работы.

Вместе с тем можно отметить, что в области подготовки школьников к профессиональному самоопределению имеется недостаточное количество исследований, а совокупности с тем, что не во всех школах ведётся профориентационная работа, это даёт достаточно плачевные результаты, которые заключаются в недостаточной готовности школьников к взрослой, самостоятельной жизни.

Нами были выявлены специфические особенности профессионального самоопределения старших школьников:

  • старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Если в 15-16 лет жизнь кардинально не изменилась, и ребенок остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение) [3];
  • старшеклассники рассматривают учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют в основном те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование) [2].
  • нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности;
  • не все дети делают верный профессиональный выбор, оканчивая школу. Им позже придется заниматься нелюбимым делом или бросать вуз, освоенную профессию и начинать все с начала. Есть старшеклассники, которые вообще не могут сделать выбор;
  • в старшем школьном возрасте впервые после стольких лет обучения появляется сознательное отношение к учебной деятельности;
  • профессиональное самоопределение старших школьников предполагает также самоограничение в планировании ближайшего будущего, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии;
  • старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т. д[4].

Выявленные нами особенности самоопределения школьников говорят о недостаточной ориентации школьников в будущее, и о том, что для правильного самоопределения школьников необходимо вести тщательную профориентационную работу.

Проведенное исследование не исчерпывает проблемы выделения особенностей профессионального самоопределения и требует дальнейшей разработки, так как не смотря на большую актуальность и значимость вопросов организации профориентационной работы в школе, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения.

 

Список литературы:

  1.          Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи / под ред. Т.П. Дурасановой. – Балашов: Николаев, 2000. – 66 с.
  2.           Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: 2003. – 217с.
  3.              Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2005. – 183 с.
  4.            Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 170 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.