Профессиональное саморазвитие Преподавателя психологии в вузе культуры




Ольшанская Екатерина Вячеславовна

доцент кафедры педагогики и психологи МГИК, кандидат психологических наук г. Москва

в статье рассмотрены такие направления профессионального саморазвития преподавателя психологии в вузе культуры, как приобретение новых знаний, педагогическая рефлексия, развитие навыков саморегуляции и «ресурсного состояния». Большое внимание уделяется потенциалу самого вуза культуры для профессионального саморазвития преподавателя психологии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, саморазвитие, преподаватель психологии, конкурентноспособный специалист, артпедагогика, «ресурсное состояние».




Библиографическое описание: Ольшанская Е.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 41-43


Процесс современной подготовки бакалавров по разным направлениям и профилям подготовки в вузе культуры регламентирован требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Несмотря на некоторую разницу в содержании профессиональной подготовки, все образовательные стандарты направлены на формирование компетентного, конкурентноспособного специалиста, владеющего современными технологиями и умеющего их использовать в постоянно меняющихся условиях современного социального пространства. Преподавание психологии в вузе культуры определяется набором общекультурных компетенций, представленных в учебном плане того или иного направления подготовки. Как правило, предмет «Психология» читается на младших курсах, относится к дисциплинам гуманитарного и экономического цикла. Целью освоения курса является формирование знаний о психологии человека, закономерностях и механизмах памяти, внимания, мышления, о психологических факторах и особенностях поведения, общения и деятельности личности, стадиях процесса социализации.

 Задачи изучения дисциплины включают в себя создание у студентов целостного представления о психологии как науки о психике, психической жизни и психической деятельности; формирование представления об особенностях темперамента, характера и акцентуациях характера, а также об их влиянии на деятельность и общение; знакомство с наиболее известными зарубежными и отечественными теориями развития личности; передачу знаний о разных сторонах процесса общения (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие людьми друг друга), социализации и бесконфликтному общению в группе; способствовать формированию у студентов знаний о познавательных психических процессах; формирование у студентов умения ориентироваться в информации по новейшим достижениям психологии и потребности в ее освоении и применении в своей профессиональной деятельности; развитие психологической грамотности в области практической психологии.

Обозначенные цель и задачи учебной дисциплины «Психология» стимулируют преподавателя к приобретению новейших знаний, профессиональной рефлексии, дальнейшему совершенствованию навыков саморегуляции и работе с ресурсным состоянием. Традиционными источниками новых знаний по психологии является специальная литература, методические пособия и рекомендации, нормативно – правовые акты, законы и указы, видеоматериалы и материалы тематических интернет – сайтов. Помимо получения специальных профессиональных знаний, большое значение имеет и продолжение общекультурного развития. Нахождение в пространстве творческого вуза дает возможности посещения мастер – классов, творческих показов, курсовых и дипломных спектаклей. Помимо этого, в вузе культуры работает факультет дополнительного образования, предоставляющий возможности прохождения курсов повышения квалификации по читаемым педагогом дисциплинам, школа педагогического мастерства для аспирантов и начинающих педагогов, находящихся на предварительной фазе вхождения в профессию. Новые знания по психологии можно получить и на различных, самостоятельно выбираемых курсах повышения квалификации. Рынок предоставления знаний по психологии перенасыщен, существует определенная тенденция к «быстрым» практикоориентированным курсам с громкими, хорошо продуманными, маркетингово привлекательными названиями: «Как добиться успеха», «Как оказывать влияние», «Как получать много денег» и т.д. Ставшие в последнее время чрезвычайно популярными и основанные на манипулятивных технологиях, данные курсы конкурируют с академической наукой, привлекая кажущейся простотой и возможностями непосредственного практического применения. Другой настораживающей тенденцией стало то, что, по мнению доцента кафедры педагогики и психологии МГИК К. К. Григорян, «в последнее десятилетие стали размываться границы между наукой и не наукой, между научными и вненаучными знаниями, что проявляется: в распространении эзотерических учений и оккультизма под видом психологии; в обращении к душе как предмету научного исследования». [1, стр 30] Преподаватель психологии, формируя у студентов при изучении психологии основы психологической грамотности, должен придерживаться научно обоснованного понимания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, и поэтому быть особо щепетильным при выборе курсов повышения квалификации.

Другим важным направлением профессионального саморазвития является педагогическая рефлексия, включающая в себя не только размышления о своем отношении к работе, студентам, но и анализ того, как он воспринимается участниками педагогического общения, взгляд на себя «со стороны». Объективности этого процесса будут способствовать, помимо самостоятельного анализа текущих событий и ведения дневника, обращение к практике супервизорства, обсуждение проблемных ситуаций в группе коллег на кафедре, участие в специально организованных тренинговых группах. Педагогическая рефлексия необходима для личностного роста, позволяет увидеть проблемные зоны в процессе преподавания, наметить перспективные цели и задачи профессионального развития.

Преподавателю психологии, каждый день сталкивающемуся с необходимостью разрешения «здесь и теперь» большого количества проблемных ситуаций, переизбытком общения, испытаний на «прочность» профессиональных знаний, умений, навыков, необходимо позаботиться о профилактике эмоционального и психологического истощения, «профессионального выгорания». Для этого очень важно в своей профессиональной деятельности приобретать и активно использовать навыки саморегуляции, контролировать и снимать скопившееся напряжение, работать с обретением «ресурсного состояния». Саморегуляция своего эмоционального и физического состояния может проходить при индивидуальной самостоятельной работе (при помощи различных аутогенных тренировок, медитаций, самогипноза и т.д) и в различных групповых формах – телесноориентированной психотерапии, эриксоновского гипноза и т.д. Существуют большое количество современных практикоориентированных техник в психологии, «работающих» в данном направлении — выбор должен осуществляться исходя из личного «запроса», понимания того, что необходимо именно Вам на данном этапе Вашего профессионального развития. С саморегуляцией тесно связано понятие ресурсного состояния — «оптимального внутреннего состояния человека. Оно основано на воспоминаниях о когда – то успешно выполненной работе, о приятных состояниях внутренней гармонии, уверенности». [2, стр 354] Таким образом, ресурсное состояние – это наш потенциал, накопленный позитивный опыт пережитых ранее состояний успеха, дающий нам уверенность в собственных силах, мотивирующий к новым достижениям. Мы можем научиться «входить» в ресурсное состояние при помощи воспоминаний об успехе в прошлом, а можем моделировать свой ресурс самостоятельно. Для моделирования своего индивидуального ресурсного состояния мы можем использовать возможности артпедагогики – нового, активно развивающегося направления, являющегося своеобразным синтезом искусства, педагогики и психологии. Одним из базовых принципов этого направления является безусловное принятие ценности личности, отсутствие жестких оценочных параметров, принятие любых творческих проявлений. В рамках артпедагогического подхода задействованы такие техники, как рисование песком, шерстью, правополушарное рисование, вокал, создание кукол, славянских писанок, танец и т.д. Преподаватель психологии, работающий в вузе культуры, имеет уникальный шанс, не прибегая к помощи внешних организаций, спланировать изучение многих из вышеперечисленных техник на факультете музыкальных искусств, хореографии, социально – культурной деятельности, подключиться к мастер – классам.

Раньше считалось, что «полное обновление содержания профессии происходит в среднем за 10 лет» [3, стр. 127]; в настоящее время сроки обновления колеблются от 18 месяцев до 2 лет, что, безусловно, говорит об актуальности проблемы профессионального развития преподавателя психологии. Если преподаватель психологии своей профессиональной деятельностью вносит вклад в процесс подготовки компетентного, конкурентноспособного специалиста, то его собственное профессиональное развитие должно определяться в том числе и этой целью, а также четко сформулированными для себя приоритетными направлениями современной психологии. Преподаватель психологии должен проявлять активность в приобретении новых знаний, осуществлять интеграцию с коллегами на других вузовских кафедрах, осуществлять педагогическую рефлексию своей профессиональной деятельности, совершенствовать навыки саморегуляции своего эмоционального и физического состояния, работать с «ресурсным» состоянием и внедрять полученные знания при работе со студентами.

 

Список литературы:

1. Григорян К.К., Делий П. Ю. Развитие психологических знаний в процессе социально – культурной истории человечества: Лекция для студентов по специальности 031000 «Педагогика и психология», квалификации «Педагог – психолог». – М.:МГУКИ, 2007.- 33 с.

2. Психология управления: Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 512с. (Высшее образование).

3. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого – педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2008. – 176с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»