+7 989 669 15 15



Профилактика профессиональной деформации




Антипина О.В.

канд. псих. наук, доцент, КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, отрицательно влияющие на формирование личности специалиста, подходы к диагностике профессиональных деформаций и разработке индивидуальных стратегий их преодоления.

Ключевые слова: профессия, акцентуация, деформация.




Библиографическое описание: Антипина О.В. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 36-41


Социализация, а также профессионализация, как часть процесса получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, протекает на фоне ряда факторов, отрицательно влияющих на формирование личности специалиста. Многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и дезадаптации специалистов. Одной из актуальных задач современной психологии труда является диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления.

Системный подход к человеку, диагностике и профилактике деформаций, помогает понять, что происходящие изменения затрагивают как «душу», так и «тело» человека. Соматическая деформация происходит таким образом, чтобы тело человека избегало бесполезной траты энергии, а именно она подразумевает атрофию ненужных для данной работы органов и гипертрофию или трансформацию органов, служащих для выполнения профессиональных актов. Например, широко известно огрубление кожи рук у лиц, занимающихся «черной» работой (дровосеков, столяров, землекопов и т.д.), и наоборот гистологическое смягчение кожи рук у лиц, занимающихся умственным трудом; искривление позвоночника у лиц, много времени проводящих за письменным столом; «катаральное состояние горла» - у лиц, много говорящих и т.д. Эта деформирующая роль профессии в данном отношении столь значительна, что ряд авторов не без основания доказывает профессиональное происхождение различных вариаций Homo sapiens [7].

Анализ понятия физиогномическая маска ведет к пониманию сути процесса профессионализации. Можно сказать, что физиогномическая маска – застывшая мимика, наиболее типичная для того или иного человека. Такая маска формируется не только через морщины, но и через направление носовых складок, углов рта, лобовых складок, тонус мышц лица. Именно типичность приводит к тому, что в морщинах, складках лица, в положении тела, рук, ног как бы застывает наиболее часто повторяющееся выражение. Таким образом, через понятие физиогномической маски, можно выйти к понятию более сложному, и труднее диагностируемому, а именно понятию «профессиональная маска» или профессиональная деформация.

С.Г. Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника».

Профессиональное развитие - это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала - не только совершенствование, но и разрушение, деструкция. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Л.Н. Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда [1,2,5].

Все факторы, обусловливающие профессиональные деструкции, Э.Ф. Зеер разделяет на три группы [3]:

  • ·       объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
  • ·       субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
  • ·       объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Один из важных факторов субъективной группы – акцентуации.Акцентуация характера - это несколько черт человека, которые выражены настолько ярко, что даже могут приводить к психосоматическим расстройствам (К. Леонгард).Современная социальная ситуация такова, что наличие акцентуации сейчас диагностируется у 60% подростков [8].

Возникновение профессиональной деформации предопределено характерными чертами человека, ряде случаев деформирующихся. Под характером здесь понимается комплекс черт, формирующихся в процессе социализации, на основе врожденных, обусловленных темпераментом особенностей. Видно, что потенциальная акцентуация имеет корни, обращенные к свойствам нервной системы человека. В этом смысле, особенности нервной деятельности являются тем субстратом, на котором может проявиться патология. Влияние основных факторов социализации приводит к тому, что некоторые черты заостряются. И это ни хорошо, ни плохо. Так работают механизмы приспособления человека к социуму. Ситуация усугубляется в процессе профессионализации.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации- чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз является «профессиональная маска» специалиста.

Существует взаимосвязь между типом акцентуации характера и особенностями деформаций. В таблице приведен анализ соответствия профессиональной деформации типу акцентуаций, выделенных К. Леонгардом.

 

Таблица 1

Соответствие профессиональной деформации типу акцентуаций

Профессиональная деформация/Психологические детерминанты Проявление деформации в профессиональной деятельности Акцентуацияхарактера
Демонстративность Психологическая защита — идентификация. Завышенная самооценка «Я-образа». Акцентуация характера — эгоцентризм. Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства. Демонстративность
Профессиональный догматизм Стереотипы мышления. Возрастная интеллектуальная инертность. Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт. Застревающий
Доминантность Неконгруэнтность эмпатии. Индивидуально-типологические особенности. Акцентуации характера. Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег. Возбудимость
Консерватизм Психологическая защита — рационализация. Стереотипные способы выполнения деятельности. Социальные барьеры. Хроническая перегрузка профессиональной деятельностью. Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. Настороженное отношение к представителям других национальностей. Застревающий
Профессиональная агрессия Психологическая зашита — проекция. Индивидуально-типологические особенности. Фрустрационная нетолерантность. Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии. Демонстративность,Возбудимость
Ролевой экспансионизм Стереотипы поведения. Тотальная погруженность в профессиональную деятельность. Самоотверженный «профессиональный кретинизм». Ригидность. Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения, организации. Застревающий
Социальноелицемерие Психологическая защита — проекция. Стереотипизация морального поведения. Возрастная идеализация личного опыта. Социальные экспектации. Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений. Демонстративность
Поведенческий трансфер Психологическая защита — проекция Эмпатическая тенденция присоединения. Идентификация. Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения. Возбудимость
Сверхконтроль Психологическая защита — рационализация. Заниженная самооценка, социальные экспектации, возрастная инертность. Подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль за агрессивностью, ориентация на правила, инструкции, избегание серьезной ответственности. Стиль мышления инертный и несколько догматичный. Скупость эмоциональных проявлений, осмотрительность. В межличностных отношениях — высокая нравственная требовательность. Педантичность

 

Видно, что четыре типа акцентуации потенциально неблагоприятные в плане развития профессиональной деформации. Таким образом, диагностика и профилактика возможных деструкций предполагает работу именно в данном направлении.

Акцентуации ярко проявлены в подростковый период (этап «оптации»). Следующий период, когда она заявляет о себе ярко и амбициозно – это 40-45 лет (этап – «авторитет»). В этот отрезок пути человек уже достигает высокого уровня профессионального мастерства и становится экспертом в своей области. Это является высокой социальной и экономически значимой составляющей для развития организации в целом. Таким образом, снижается вероятность возникновения групп риска.

Работа по профилактике деформации может быть спроектирована определенным образом, с учетом акцентуации характера на этапе формирования кадрового резерва организации. Исходя из особенностей личности конкретного резервиста, формируется индивидуальный план развития.

По меткому выражению П.Б. Ганнушкина «Все самое прекрасное в мире сделано нарциссами. Самое интересное – шизоидами. Самое доброе – депрессивными. Невозможное – психопатами. Здоровые люди почти не вносят вклад в историю». Менеджерами высшего звена зачастую становятся именно акцентуированные личности. Такая ситуация в общем закономерна и понятна с точки зрения психологии, но она не отменяет внутренних проблем и сложностей, возникающих в социуме каждого из типов.

 

Список литературы:

  1.  Безносой С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности//Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1989. Вып. 13;
  2.  Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. 1994;
  3.  Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008.
  4.   Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э, Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
  5.  Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. 1991.
  6.  http://www.b17.ru/article/professional_deformation_prevention/
  7.  http://studme.org/52826/psihologiya/diagnostika_professionalnyh_deformatsiy_lichnosti_biznese
  8.   http://www.syl.ru/article/166583/new_aktsentuatsii-haraktera-po-leongardu-tipyi-aktsentuatsii-haraktera-po-leongardu
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.