ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Кайсарова Анна Владимировна*, Иванова Юлия Витальевна **.

доцент, кандидат педагогических наук *,студентка ** ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

В данной статье показан способ организации профориентационной работы в зависимости от типа мышления.

Ключевые слова: Ключевые слова: профессиональное самоопределение,профориентация,интересы,склонности.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться?

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных, гармонично развитых, умеющих работать в одной команде, конкурентоспособных, стрессоустойчивых граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов.

Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении [1].

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № 12 г. Чебоксар в 9 «Б» классе. В исследовании принимало участие 17 школьников в возрасте 15-16 лет.

Бала выбрана адаптивная методика Э. Шейна «Якоря карьеры», которая определяет ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. А так же методика определения «Тип мышления» в модификации Г.В. Резапкиной.

В ходе исследования были сделаны выводы о том, что:

- у 41% ребят наглядно-образное мышление, они обладают художественным складом ума, что является базой для выбора профессии типа «Человек – Художественный образ»;

- у 35% предметно-действенное мышление, они усваивают информацию через движения, что является базой для выбора профессии типа «Человек - Человек»;

- 12% ребят обладают абстрактно-символическое мышлением и креативностью. Это дети способные мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи, они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить, что является базой для выбора профессии типа «Человек – Техника»;

- так же у 12% учеников креативный тип мышления. Они способны мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи, что является базой для выбора профессии типа «Человек - Человек» [3];

Детей с ярко выраженным вербальным интеллектом в классе нет, это абстрактно-символический тип мышления.

Результаты исследования ценностных ориентаций в карьере с помощью методики Э. Шейн.

Из исследования был сделан вывод о том, что 24% учеников относятся к менеджменту. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения, что является базой для выбора профессии типа «Человек - Человек».

К 18% ребят относится предпринимательство. Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – это не их, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, что является базой для выбора профессии типа «Человек - Человек».

У 12% учеников интеграция стилей жизни. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно, что является базой для выбора профессии типа «Человек - Человек».

И три ориентации по 6 % учеников направлены на профессиональную компетентность, автономию, стабильность места жительства, что является базой для выбора профессии типа «Человек - Человек».

Таким образом, наше исследование показало, что основная часть школьников ориентирована на служение 29%. Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, что является базой для выбора профессии типа «Человек - Человек».

Исследование методики тип мышления показало, что у основной части класса преобладает наглядно-образное и предметно-действенное мышление. У другой половины класса абстрактно-символический и креативный тип мышления.

По двум исследованиям можно сделать вывод, что с классом нужно провести профессиональное просвещение. В первую очередь ознакомить их со всеми типами профессий, рассмотреть перспективность и востребованность данной профессии в наше время. Так же нужно затронуть условия работы и требования профессии к человеку. Оговорить санитарно - гигиенические условия труда, требования к возрасту и здоровью, степень ответственности и т.д. Можно пригласить для беседы представителей различных профессий. Такие беседы можно посвящать к ознакомлению какой-то одной профессии, так и с группой родственных профессий.

Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии [2].

Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

 

Список литературы:

  1.         Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
  2.          Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М.: ПЕРСЭ, 2006. – 192 с.
  3.         Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 2000. - 159 с.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»