Проанализировав данную проблему, автор предлагает разработку программы, которая нацелена на реабилитационную работу с подростками в условиях детского дома.
Целью программы является, сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.
Задача программы заключается в описании социально – психологических особенностях воспитанников детского дома, эффективных форм и методов работы специалистов с подростками, разработке индивидуальной коррекционно – развивающей программе.
Ключевые слова: реабилитация, подросток, коррекционно – развивающая программа, детский дом.
Особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов [5].
Профилактическая работа - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени.
Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности [4].
У подростков отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения [3].
Реабилитация, позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленных на обеспечение социальной защищенности, профессиональной подготовки, трудоустройства и полноценной интеграции в общество воспитанников детского дома.
В соответствии с этим, целью деятельности реабилитационной работы в детском доме, является создание условий для комплексной реабилитации воспитанников детского дома с учётом индивидуальных особенностей и реабилитационного потенциала ребёнка [1].
Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются:
- осуществление социальной защиты подростков, находящихся в этих учреждениях;
- осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера;
- организация получения детьми общего образования.
Потребность и необходимость в социально - педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у подростков должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально - педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников [2].
Педагогический коллектив должен обеспечить необходимый морально-психологический климат для развития личности ребенка, его роста и сохранения здоровья [6].
Актуальность программы выражена, созданием условий для максимальной самореализации каждого воспитанника детского дома с помощью использования инновационных коррекционных технологий в виде программ, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта развития личности.
Цель программы: Сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Описание социально - психологических особенностей воспитанников детских домов;
2. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития подростков-сирот;
3. Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.
Срок реализации программы в среднем составляет 1 - 2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.
Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.
Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов. Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы.
Таким образом, работа по социальной адаптации подростков в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития подростков, находящихся в неблагоприятной ситуации развития.
№ п/п | Название деятельности | Цель деятельности | Сроки реализации |
1 | Знакомство с детскимдомом | Ознакомительная экскурсия по детскому дому | Сентябрь |
2 | Обучение быту в личной и совместной деятельности | Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы, мыть руки) | Сентябрь |
3 | Беседа о детском доме | Ознакомить ребенка с новыми социальными условиями жизни, рассказать об основных правилах жизни в детском доме | Октябрь |
4 | Моя семья. | Рефлексия актуального эмоционального состояния. | Ноябрь |
5 | Беседа о нравственности | Рассказать подросткам про "Общечеловеческие ценности" | Декабрь |
6 | Чему учат в школе? | Воспитывать уважение к школе | Декабрь |
7 | «Друг детства». | Коррекция межличностного общения | Январь |
8 | Воспитание заботы друг о друге | На примере литературных героев | Февраль |
9 | «Раскрась себя любовью». | Воспитание уважения и любви к окружающим | Февраль |
10 | Воспитание уважения к старшим | Рассказать подросткам об уважительном отношении к людям старшего возраста | Март |
11 | «Это я». | Рефлексия актуального эмоционального состояния. | Апрель |
12 | Познавательные экскурсии на природе | Рассказать подросткам во время прогулки на природе обо всём, что их окружает и кто их окружает | Май |
Ожидаемые результаты программы:
- улучшение взаимоотношений со сверстниками;
- воспитание уважения к старшим;
- желание учиться;
- развитие эстетических чувств.
Основные приемы работы:
- Беседа (разговор, обмен мнениями).
- Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких - либо сведений о том, кто его заполняет).
- Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).
- Семейные посиделки (семейный вечер, дружеское собрание с чаепитием и играми).
- Экономические уроки (занятия, обучающие как сэкономить собственный бюджет).
- Моделирование проблемных ситуаций (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения).
- Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора (предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации).
- Игра (тот или иной способ развлечения).
Основные методы работы:
- Метод сотворчества (совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого).
- Метод психологической адаптации.
- Праздничные массовые мероприятия.
- Вечера тихого чтения.
- Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы).
- Метод творческих возможностей (предоставление ребёнку показать свои возможности и способности).
- Соревнование (форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).
Контрольная диагностика.
Цель: повторная диагностика психологического развития ребёнка и его социальной адаптации, после проведенных занятий по программе социально -педагогической реабилитации.
Список литературы:
1. Безуглова, Н.П., Слизкова, Е.В. Профилактика конфликтов по средствам деловой игры в условиях реабилитационного центра: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» - Чебоксары, 2014. - С. 38-39.
2. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М.: Наука, 2008. - 286 с.
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслаев - М.: Наука, 2008. - 234с.
4. Буксина, Е.А., Слизкова, Е.В. К вопросу о профилактике асоциального поведения у подростков в учебно-воспитательном процессе школы: Научный поиск в современном мире, сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 193-194.
5. Кузнецова, Л. П. Основы технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток, 2012. - 265с.
6. Слизкова, Е.В., Гутман, М.В., Шагова, Г.В. Формирование ценностного отношения школьников к сельскому образу жизни: Высшее образование сегодня, 2014. - С. 87-90.