Программа реабилитационной работы с подростками в условиях детского дома




Слизкова Елена Владимировна *
Николаева Наталья Борисовна**

доцент, кандидат педагогических наук*
студент**
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», Россия, г. Ишим


В статье освещаются особенности реабилитационной работы с подростками в условиях детского дома.

Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Слизкова Е.В., Николаева Н.Б. ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.75-79


Проанализировав данную проблему, автор предлагает разработку программы, которая нацелена на реабилитационную работу с подростками в условиях детского дома.

Целью программы является, сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.

Задача программы заключается в описании социально – психологических особенностях воспитанников детского дома, эффективных форм и методов работы специалистов с подростками, разработке индивидуальной коррекционно – развивающей программе.

Ключевые слова: реабилитация, подросток, коррекционно – развивающая программа, детский дом.

Особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов [5].

Профилактическая работа - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени.

Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности [4].

У подростков отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения [3].

Реабилитация, позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленных на обеспечение социальной защищенности, профессиональной подготовки, трудоустройства и полноценной интеграции в общество воспитанников детского дома.

В соответствии с этим, целью деятельности реабилитационной работы в детском доме, является создание условий для комплексной реабилитации воспитанников детского дома с учётом индивидуальных особенностей и реабилитационного потенциала ребёнка [1].

Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются:

- осуществление социальной защиты подростков, находящихся в этих учреждениях;

- осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера;

- организация получения детьми общего образования.

Потребность и необходимость в социально - педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у подростков должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально - педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников [2].

Педагогический коллектив должен обеспечить необходимый морально-психологический климат для развития личности ребенка, его роста и сохранения здоровья [6].

Актуальность программы выражена, созданием условий для максимальной самореализации каждого воспитанника детского дома с помощью использования инновационных коррекционных технологий в виде программ, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта развития личности.

Цель программы: Сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1.  Описание социально - психологических особенностей воспитанников детских домов;

2.  Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития подростков-сирот;

3.  Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.

Срок реализации программы в среднем составляет 1 - 2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.

Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.

Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов. Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы.

Таким образом, работа по социальной адаптации подростков в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития подростков, находящихся в неблагоприятной ситуации развития.

 

Таблица 1.Тематическое планирование

№ п/п Название деятельности Цель деятельности Сроки реализации
1 Знакомство с детскимдомом Ознакомительная экскурсия по детскому дому  Сентябрь
2 Обучение быту в личной и совместной деятельности  Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы, мыть руки)  Сентябрь
3 Беседа о детском доме  Ознакомить ребенка с новыми социальными условиями жизни, рассказать об основных правилах жизни в детском доме  Октябрь
4 Моя семья.  Рефлексия актуального эмоционального состояния.  Ноябрь
5 Беседа о нравственности Рассказать подросткам про "Общечеловеческие ценности"  Декабрь
6 Чему учат в школе?  Воспитывать уважение к школе  Декабрь
7 «Друг детства».  Коррекция межличностного общения Январь
8 Воспитание заботы друг о друге На примере литературных героев  Февраль
9 «Раскрась себя любовью».  Воспитание уважения и любви к окружающим  Февраль 
10 Воспитание уважения к старшим  Рассказать подросткам об уважительном отношении к людям старшего возраста  Март 
11 «Это я».  Рефлексия актуального эмоционального состояния.  Апрель 
12 Познавательные экскурсии на природе  Рассказать подросткам во время прогулки на природе обо всём, что их окружает и кто их окружает  Май 

 

 

Ожидаемые результаты программы:

- улучшение взаимоотношений со сверстниками;

- воспитание уважения к старшим;

- желание учиться;

- развитие эстетических чувств.

Основные приемы работы:

- Беседа (разговор, обмен мнениями).

- Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких - либо сведений о том, кто его заполняет).

- Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).

- Семейные посиделки (семейный вечер, дружеское собрание с чаепитием и играми).

- Экономические уроки (занятия, обучающие как сэкономить собственный бюджет).

- Моделирование проблемных ситуаций (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения).

- Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора (предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации).

- Игра (тот или иной способ развлечения).

Основные методы работы:

- Метод сотворчества (совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого).

- Метод психологической адаптации.

- Праздничные массовые мероприятия.

- Вечера тихого чтения.

- Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы).

- Метод творческих возможностей (предоставление ребёнку показать свои возможности и способности).

- Соревнование (форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).

Контрольная диагностика.

Цель: повторная диагностика психологического развития ребёнка и его социальной адаптации, после проведенных занятий по программе социально -педагогической реабилитации.

 

Список литературы:

1.  Безуглова, Н.П., Слизкова, Е.В. Профилактика конфликтов по средствам деловой игры в условиях реабилитационного центра: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» - Чебоксары, 2014. - С. 38-39.

2.  Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М.: Наука, 2008. - 286 с.

3.  Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслаев - М.: Наука, 2008. - 234с.

4.  Буксина, Е.А., Слизкова, Е.В. К вопросу о профилактике асоциального поведения у подростков в учебно-воспитательном процессе школы: Научный поиск в современном мире, сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 193-194.

5.  Кузнецова, Л. П. Основы технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток, 2012. - 265с.

6.  Слизкова, Е.В., Гутман, М.В., Шагова, Г.В. Формирование ценностного отношения школьников к сельскому образу жизни: Высшее образование сегодня, 2014. - С. 87-90.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»