ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА КАК СТИМУЛ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ




Гальчук Ольга Викторовна

соискатель кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

: В данной статье осуществлено рассмотрение понятия «произведение искусства» как феномена культуры, как явления творческой интерпретационной деятельности учащегося в контексте диалога искусств.

Ключевые слова: Ключевые слова: произведение искусства,феномен культуры,идея в искусстве,творчество,диалог искусств,художественный образ,интерпретация




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Произведение искусства настолько сложное и многогранное явление, что создать общую теорию произведения искусства как феномена культуры науке пока не удалось. Вместе с тем, созданы плодотворные теории, раскрывающие концепт «произведение искусства», его значение для становления человеческой личности, для освоения различных видов социально ценной деятельности. Произведение искусства как феномен культуры всегда отвечает определённым категориям эстетической ценности. По мнению В. Кандинского, «истинное произведение искусства авозникает таинственным, загадочным, мистическим образом из художника»[1, с.439]. М. Бахтин считал, что художественное произведение выступает посредником между сознанием (картиной всего мира) автора и сознанием реципиента - читателя, зрителя, слушателя[4, с.321]. Ю.М. Лотман утверждал, что искусство может быть описано как некоторый вторичный язык, а произведение искусства - как текст на этом языке[2]. Об интерпретации как «технологии общения с искусством» говорил В. Г. Маранцман»[3, с.5]. Понятие произведения искусства включает в себя произведения изобразительного искусства, художественные литературные и музыкальные произведения, театральные, в том числе балетные и оперные постановки, кинематограф, мультипликацию и прочие объекты, представляющие интерес с точки зрения своих художественных достоинств. Искусство как часть духовной культуры общества и средство социализации обладает значительными педагогическими возможностями, которые вовлекая во взаимодействие музыкальную пьесу, скульптуру, архитектуру, живописное полотно, литературный текст, театральный спектакль, фильм, помогают учащимся осознать своеобразие структуры каждого художественного явления и историческую эволюцию стилей искусства.

Обращение к шедеврам русского и мирового искусства в школе - процесс по многим параметрам столь же сложный, как творчество. Литературное образование направлено на формирование свободы общения с искусством слова, понятий о родах и жанрах литературы и представлений об основных эпохах развития словесного искусства. Постижение произведений художественной литературы в её диалогических связях с другими видами искусства - всегда путь к автору (А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, А.С. Грибоедову, Н.В. Гоголю, А.Н. Островскому, А.П. Чехову и другим нашим классикам), к объективному смыслу его творения и, одновременно, - путь к себе, к собственному «Я», которое созидается в каждый момент с искусством. Результатом диалога учащихся с автором становится творческий продукт - идея, мысль, художественный образ. Идея в искусстве - всегда модель, ибо она воссоздает образ действительности[2]. Мысль - действие ума, разума, рассудка, которое может быть выражено в виде визуального образа, звука, словосочетания или ощущения. Постижение смысла великих художественных творений – процесс бесконечный. Художественный образ - это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается учащимися совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

Интерпретация литературного произведения, в котором личностное отношение к тексту соотнесено с его объективным смыслом, сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в изобразительном искусстве, музыке, театре, кино может позволит учащемуся не только осознать особенности литературного произведения, но и развить качества, активизирующие личностное развитие. Произведение искусства становится для них стимулом творческой интерпретационной деятельности учащегося. Концепт «интерпретация» рассматривается нами как творческая деятельность в контексте диалога искусств, включающая в себя толкование содержания, идеи, смысла произведения, что важно для практики литературного преподавания. При интерпретации художественного произведения учащиеся постоянно вращаются в области личностных смыслов. Интерпретируя тот или иной шедевр, они осваивают стилистически разнообразные художественные манеры писателей, драматургов, художников, актеров, композиторов и прочих деятелей культуры, практически воплощая в своих литературных импровизациях законы разных жанров. Интерпретация шедевров русской и мировой классики позволяет учащимся «проникнуть» в произведение искусства и приблизиться к осознанию авторского смысла художественного текста, а диалог искусств на уроке литературы способствует повышению уровня литературных знаний, формированию вдумчивого читателя, повышению интереса к чтению, развитию образного мышления, аналитических способностей.

 

Список литературы:

  1.    Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко.- Olma Media Group, 2005.
  2.   Лотман Ю.М. Структура художественного текста [Электронный ресурс] // Lotmaniana Tartuensia: Монографии, статьи, заметки. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/lotman/papers/sht/1.html
  3.   Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Изд-во «Просвещение», 2005.
  4.   Петренко В.П. Основы психосемантики / В.П. Петренко. - Издательский дом «Питер», 2005.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»