Гендерные вопросы языка и коммуникации все чаще становятся отдельными аспектами изучения на современном этапе развития лингвистики. Ухаживание как важный элемент человеческого поведения представляет собой сложное коммуникативное образование, обладающее речевыми особенностями и определенными поведенческими реакциями. Его прототипическая модель строится на основе фрейма, в центре которого находится адресант А (субъект ухаживания) и адресат В (объект ухаживания).
В ходе своего исследования мы выяснили, что принципы речевой деятельности в сфере ухаживания в целом должны отвечать следующим правилам: 1) коммуникативная интенция партнеров – стремление передать чувства (Ты мне нравишься); 2) умение выразить положительную оценку достоинств партнера (Ты замечательный/ая); 3) стремление выразить в речевых высказываниях свой интерес к собеседнику (Ты мне интересен/а); 4) умение вызвать интерес (Я хочу заинтересовать тебя собой); 5) креативность (Я постараюсь быть интересным собеседником); 6) способность заставить партнера рассказать о себе (Я хочу узнать тебя ближе); 7) умение продемонстрировать свои положительные качества (Я хочу, чтобы ты оценил/а меня по достоинству).
Анализируя каждый из принципов в отдельности, мы выяснили, что первые два в своем речевом воплощении схожи друг с другом. Дать партнеру понять, что он небезразличен (Ты мне нравишься), можно, выразив восхищение его качествами (Ты замечательный/ая),т.е. посредством комплиментарности, которая в большинстве культур воспринимается положительно.
Следующий принцип речевой деятельности в сфере ухаживания, а именно стремление выразить свой интерес к собеседнику (Ты мне интересен (интересна), на наш взгляд, выражается в вопросительной тактике коммуниканта. Он тесно связан с умением разговорить собеседника (Я хочу узнать тебя ближе), заставив его рассказать о себе, что проявляется в сочетании адресантом вопросительной и комплиментарной тактик.
Следует отметить, что шутливые высказывания (шутки), анекдоты и шутливые выпады (вербальная дуэль) характеризуют собеседника как креативную личность (принцип креативности). За его стремлением развлечь партнера скрывается следующий принцип коммуникации в ухаживании: умение вызвать интерес по отношению к себе (Я хочу заинтересовать тебя собой).
Мы полагаем, что осуществление принципа, связанного с умением продемонстрировать свои положительные качества (Я хочу, чтобы ты оценила (оценил) меня по достоинству), связано с принципом креативности, то есть способностью развлечь партнера, обратив его внимание на свои достоинства, а также показав умение общаться и найдя возможности для того, чтобы подчеркнуть положительные стороны характера собеседника.
По данным нашего исследования, вербальная коммуникация в ухаживании направлена на реализацию основных стратегий любовного дискурса. Жанры любовного признания, предложения руки и сердца, любовной переписки и флирта принадлежат к области косвенно-прямой коммуникации и являются составными частями гипержанра ухаживания. Выбор вербальных средств, задействованных при осуществлении стратегий любовного дискурса, отвечает принципам построения речевой коммуникации в ухаживании. Нами было зафиксировано наличие разнообразных стилистических приемов как средств создания образности для достижения цели. В свою очередь, такие субжанры ухаживания, как комплимент, шутка, ирония могут служить тактическими приемами в ходе осуществления стратегических установок ухаживания.
Список литературы:
1. Дементьев, В.В. Проблемы непрямой коммуникации / В.В. Дементьев // Прямая и непрямая коммуникация. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2003. – С. 5-16.
2. Колоян, Д.Л. Ухаживание как тип коммуникативного поведения: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Дина Леонидовна Колоян; Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2006. – 20 с.