+7 989 669 15 15



Прототипическая модель ухаживания




Колоян Дина Леонидовна

доцент кафедры межкультурной коммуникации и перевода
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия, г. Волгоград


Аннотация: В данной статье предпринимается попытка рассмотрения ухаживания как сложного коммуникативного образования с точки зрения построения его прототипической модели. Особое внимание уделяется принципам речевой деятельности в рамках жанра ухаживания, а также его фреймовым составляющим.

Ключевые слова: гендер, ухаживание, фрейм, коммуникативная интенция, комплиментарность, коммуникативный жанр, гипержанр.




Библиографическое описание: Колоян Д.Л. ПРОТОТИПИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УХАЖИВАНИЯ [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 60-61


Гендерные вопросы языка и коммуникации все чаще становятся отдельными аспектами изучения на современном этапе развития лингвистики. Ухаживание как важный элемент человеческого поведения представляет собой сложное коммуникативное образование, обладающее речевыми особенностями и определенными поведенческими реакциями. Его прототипическая модель строится на основе фрейма, в центре которого находится адресант А (субъект ухаживания) и адресат В (объект уха­живания).

В ходе своего исследования мы выяснили, что принципы рече­вой деятельности в сфере ухаживания в целом должны отвечать следующим правилам: 1) коммуникативная интенция партнеров – стремление передать чувства (Ты мне нравишься); 2) умение выразить положительную оценку достоинств партнера (Ты замечательный/ая); 3) стрем­ление выразить в речевых высказываниях свой интерес к собеседнику (Ты мне интересен/а); 4) умение вызвать интерес (Я хочу заинте­ресовать тебя собой); 5) креативность (Я постараюсь быть интересным собеседником); 6) способность заставить партнера рассказать о себе (Я хочу узнать тебя ближе); 7) умение продемонстрировать свои положительные качества (Я хочу, чтобы ты оценил/а меня по достоинству).

Анализируя каждый из принципов в отдельности, мы выяснили, что первые два в своем речевом воплощении схожи друг с другом. Дать партнеру понять, что он небезразличен (Ты мне нравишься), можно, выразив восхищение его качествами (Ты замечательный/ая),т.е. посредством комплиментарности, которая в большинстве культур воспринимается положительно.

Следующий принцип речевой деятельности в сфере ухаживания, а именно стремление выразить свой интерес к собеседнику (Ты мне интересен (интересна), на наш взгляд, выражается в вопросительной тактике коммуниканта. Он тесно связан с умением разговорить собеседника (Я хочу узнать тебя ближе), заставив его рассказать о себе, что проявляется в сочетании адресантом вопросительной и комплиментарной тактик.

Следует отметить, что шутливые высказывания (шутки), анекдоты и шутливые выпады (вербальная дуэль) характеризуют собеседника как креативную личность (принцип креативности). За его стремлением развлечь партнера скрывается следующий принцип коммуникации в ухаживании: умение вызвать интерес по отношению к себе (Я хочу заинтересовать тебя собой).

Мы полагаем, что осуществление принципа, связанного с умением продемонстрировать свои положительные качества (Я хочу, чтобы ты оценила (оценил) меня по достоинству), связано с принципом креативности, то есть способностью развлечь партнера, обратив его внимание на свои достоинства, а также показав умение общаться и найдя возможности для того, чтобы подчеркнуть положительные стороны характера собеседника.

По данным нашего исследования, вербальная коммуникация в ухаживании направлена на реализацию основных стратегий любовного дискурса. Жанры любовного признания, предложения руки и сердца, любовной переписки и флирта принадлежат к области косвенно-прямой коммуникации и являются составными частями гипержанра ухаживания. Выбор вербальных средств, задействованных при осуществлении стратегий любовного дискурса, отвечает принципам построения речевой коммуникации в ухаживании. Нами было зафиксировано наличие разнообразных стилистических приемов как средств создания образности для достижения цели. В свою очередь, такие субжанры ухаживания, как комплимент, шутка, ирония могут служить тактическими приемами в ходе осуществления стратегических установок ухаживания.

 

Список литературы:

1. Дементьев, В.В. Проблемы непрямой коммуникации / В.В. Дементьев // Прямая и непрямая коммуникация. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2003. – С. 5-16.

2. Колоян, Д.Л. Ухаживание как тип коммуникативного поведения: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Дина Леонидовна Колоян; Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2006. – 20 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.