+7 989 669 15 15



Психологическая адаптация социальных работников к профессиональной деятельности




Расходова Оксана Алексеевна

к.псх.н., директор, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Сызрань»

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности этапов адаптации социальных работников в учреждении. Рассматриваются различные формы психологической адаптации к новым условиям трудовой деятельности.

Ключевые слова: адаптация, психологическая адаптация, профессиональная адаптация, организационная адаптация.




Библиографическое описание: 


В самой общей форме явления адаптации в живой природе воспринимаются как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов. В качестве обязательной предпосылки существования понятия, адаптация включает в себя взаимодействие организма со средой. Различные формы адаптаций (индивидуальные, видовые) имеют свою конкретную форму выражения и способ взаимосвязи живой системы с окружающей средой. Для психологов особую важность имеют определения психологической адаптации человека, это такие процессы взаимодействия с социальной и физической средой, которые затрагивают все уровни существования личности. В психологии и физиологии труда проблема адаптации человека к производственным условиям, т.е., к условиям, определяемым профессиональной деятельностью, занимает одно из центральных мест.

Адаптация социального работника к профессиональной деятельности, являясь многомерным и интегральным процессом, существенно сказывается как на эффективности деятельности отдельных индивидов и рабочих коллективов, так и на состоянии здоровья и продолжительности активного периода жизни. Профессиональную адаптацию определяют как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических, акмеологических, поведенческих и социальных компонентов [1]. Профессиональная адаптация есть процесс становления и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда» [4].

C точки зрения работодателя, профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [2]

Стадия адаптации к профессии наступает после завершения профессионального образования, когда молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности.

Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально новый вид ведущей деятельности. Этап первичной адаптации для социального работника осуществляется по нескольким направлениям:

 Условия деятельности (рабочее место, физическая среда);

 Профессиональные задачи;

 Руководство;

 Социальные факторы профессиональной среды (формирование отношения к организации, коллективу, установление межличностного контакта в рабочей группе и др.) [4].

Основной причиной наступления кризиса на этапе профессиональной адаптации считают несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций [4], переживание которого выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

 Конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;

 Деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций [10].Статистика свидетельствует, что наибольшее количество принятых на работу социальных работников уходят в первые три месяца. Основные причины — несовпадение ожиданий и действительности, а также сложности адаптационного процесса. Сотруднику нужна адекватная оценка труда в форме зарплаты и премий; социальная защищенность (оплачиваемые отпуска, больничные листы и так далее); гарантии роста и развития; оговоренный участок работы с определенными правами и обязанностями; комфортные условия труда; творческое взаимодействие с другими сотрудниками [2].

Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом

системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Профессия социального работника предъявляет определенные требования к организации жизни человека. В процессе профессионального обучения работник в большей или меньшей степени фиксируется на изучаемой профессии, ее психологическом и производственном аспекте.

Различают следующие виды процесса производственной адаптации сотрудника: профессиональную, психофизиологическую, социально- психологическую, организационную и экономическую.

Профессиональная адаптация социальных работников заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Каждый новичок проходит стадию ученичества, форма которого зависит от характера организации и предыдущего опыта работы и возраста. В учреждениях социальной службы практикуется наставничество, когда опытный работник передает знания и навыки молодому сотруднику в процессе делового общения на рабочем месте. Очень распространен инструктаж – наглядная демонстрация приемов и навыков работы. Часто работники учатся у наставника со стажем работы свыше 10 лет, манере общения с клиентом, изучают механизмы деятельности, постоянно консультируясь с коллегой.

Психофизиологическая адаптация – приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха. Данная форма адаптации для социальных работников наиболее важна. Психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-психологическая адаптация предполагает установление межличностных и деловых отношений с сослуживцами, освоение ценностей и групповых норм поведения. Новичок знакомится с расстановкой сил в подразделении, выясняет значимость того или иного сотрудника, включается в состав формальных и неформальных групп. Социально-психологическая адаптация может оказаться трудной и долговременной.

Организационная (организационно-административная) адаптация предполагает ознакомление со структурой организации, определение в ней собственной роли. В последнее время стали говорить не только об адаптации социального работника, но и о приспособлении работы к человеку и клиентов,с которыми ему придется работать.

Экономическая адаптация определяется размерами заработной платы и соответствием зарплаты выполняемому объему работы.

Завершив обучение и пройдя первичную профессиональную адаптацию, социальный работник выходит на самый длительный в его профессиональной биографии этап, исчисляемый не одним десятком лет и связанный с регулярным исполнением служебных обязанностей. Оптимизация адаптационного процесса профессиональной деятельности направлена на сокращение сроков адаптации и достижение соответствующего уровня адаптированности, при котором возможна реализация заданной эффективности и надежности работы. Это осуществляется как путем прямого влияния на ее механизмы, так и косвенным воздействием, путем изменения внешних и внутренних условий профессиональной деятельности.
 
Список литературы:
1.   Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., – СПб.: Наука, 1993. – с. 209–277.
2.   Акмеология: Учебник / Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.
3.   Воланен М. В. Профессиональная адаптация молодежи / Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – с. 117–120.
4.   Зеер Э. Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, – 2003. – 336 с.
5.   Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1980. – 192 с. 
6.   Никифоров Г. С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»