Психологические дисциплины в профессиональной подготовке бу-дущих инженеров




Шубницына Татьяна Владиславовна

доцент, ФГБОУ ВО «ВятГУ», Россия, г. Киров

В статье рассматриваются проблемы гуманитаризации высшего образования, и отмечается, что особую роль в этом процессе должна сыграть психология; представлены результаты анкетирования студентов о необходимости изучения психологических дисциплин на технических направлениях вуза

Ключевые слова: Ключевые слова: высшее образование,гуманитаризация,гуманитарные науки,изучение психологии в техническом вузе.




Библиографическое описание: Шубницына Т.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 17-19


В последние десятилетия происходят серьезные изменения в системе высшего образования. К нему предъявляются требования, связанные с необходимостью подготовки всесторонне развитого выпускника, владеющего профессиональными знаниями, умениями и способного грамотно взаимодействовать с людьми, уметь управлять своим эмоциональным состоянием, быть стрессоустойчивым, быстро и эффективно решать возникающие задачи.

Поэтому образование должно быть направлено на формирование целостного образа человека. Основная задача любого вуза (политехнического, гуманитарного, медицинского и других) – образование всего человека, развитие всех его способностей. Важно, чтоб в политехническом, гуманитарном, медицинском образовании не было односторонности: наравне со специальными дисциплинами для данного вуза изучались естественнонаучные и технические дисциплины на гуманитарных специальностях вуза.

В техническом образовании наряду со специальными, техническими и естественнонаучными дисциплинами присутствовала и гуманитарная составляющая. Техническое образование должно непременно дополняться гуманитарными дисциплинами для того, чтобы быть действительно полным.

 Студент, получая высшее образование на технических направлениях вуза, должен быть не только технически грамотным. Как отмечает М.В. Костенко, он должен также «овладеть гуманитарным мировоззрением, высоким нравственным уровнем, духовной культурой…» [2], и это будет содействовать его более успешной профессиональной деятельности, как будущего специалиста, и только тогда будет преодолена узость технической направленности.

Совершенствование преподавания гуманитарных и социальных дисциплин можно рассматривать как одно из направлений гуманитаризации высшего образования. Значительную роль в этом процессе должна сыграть психология.

Изучение психологических дисциплин может помочь человеку познать себя: особенности своего темперамента, характера, эмоционально-волевую сферу, научиться развивать внимание, мышление, память, воображение; разобраться в том, как добиться желаемых целей, используя свои способности и возможности.

Каждому человеку необходимо научиться правильно оценивать себя для того, чтобы выявить свои достоинства и недостатки, стремиться развивать свои лучшие качества; знать, что ценится людьми, что осуждается, а также критерии этих оценок. В зависимости от этого строить свое поведение, общение по отношению к другим людям, самому себе и к миру в целом. Вот почему овладение психологическими знаниями является особенно важным и необходимым для будущего специалиста.

Б.Г. Ананьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А.Климов, А.Б.Орлов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков отмечают, что психологические знания необходимы каждому человеку в разных сферах его жизнедеятельности: в личной жизни, в профессиональной и учебной деятельности, в общении.

Необходимость изучения будущими инженерами психологических дисциплин определяется следующими причинами.

Во-первых, специалист, преследующий достижение «чисто профессионального» результата, мыслящий исключительно о выгоде, может приносить не только пользу, но и вред окружающей среде, другим людям.

Во-вторых, любому специалисту приходится взаимодействовать с людьми (коллегами, конкурентами, подчиненными), разбираться в их личных особенностях, грамотно строить общение и взаимодействие с ними. Для этого необходимо обладать навыками делового общения: уметь объяснять, понять и принять чужое мнение, убеждать подчиненных и коллег, уметь грамотно вести себя в конфликтной ситуации.

В-третьих, для разрешения многих технических проблем следует учитывать человеческий фактор. Для этого необходимо понимать людей, быть способным определять и оценивать их психические особенности (настроение, темперамент, характер, познавательные процессы, способности).

Итак, профессиональная деятельность будущего инженера неразрывно связана не только с техникой, но и с другими людьми. Поэтому научные психологические знания необходимы каждому человеку вне зависимости от выбранной профессии. Об этом пишет и Б.Г.Ананьев, отмечая, что, каждому человеку следует осознать необходимость применения в его жизни научных психологических знаний о себе и других людях [1].

Мы решили узнать, а что думают студенты о роли психологии в их будущей профессиональной деятельности. Для этой цели была разработана небольшая анкета.

1. Как Вы считаете, нужно ли изучать психологические дисциплины на технических специальностях вуза?

2. Что Вы ожидаете от изучения психологии в вузе?

3. Изучали ли Вы психологию раньше?

4. Какие отрасли психологии Вы хотели бы изучать (выберите из предложенных отраслей или назовите другие отрасли): деловое общение, конфликтология, инженерная психология, психология человека, психология личности, психология межличностных отношений, психология стресса, педагогическая психология и другие отрасли.

5. Каких психологических знаний Вам не хватает?

Анкетирование проводилось анонимно, студентам было предложено предельно честно ответить на вопросы. В анкетировании приняли участие 60 студентов технических направлений Вятского государственного университета.

Для анализа результатов анкеты был использован метод контент-анализа.

На вопрос: «Как Вы считаете, нужно ли изучать психологические дисциплины на технических специальностях вуза» большинство студентов (74%) ответили положительно, 3% ответили «нет» и 23% ответили «не знаю».

На вопрос «Что Вы ожидаете от изучения психологии» ответы были разные. Большинство студентов надеются, что полученные знания помогут им разобраться в личных отношениях и улучшить взаимоотношения с другими людьми. Другая часть студентов считает, что полученные знания могут быть необходимы в профессиональной деятельности, помогут контролировать свои эмоции, ставить цели и добиваться их, повысить свою самооценку, избавиться от комплексов, грамотно общаться.

На вопрос «Изучали ли Вы психологию раньше» большинство студентов (84%) ответили, что проходили тесты в Интернете, из них 5% – изучали самостоятельно, 13% – изучали в школе, 10% – посещали психолога.

Примерно 12 % студентов написали, что не интересовались психологией, но слышали о ней. И 4 % студентов отметили, что интересуются психологией (смотрят передачи, посвященные психологическим проблемам, психологические фильмы, читают научно-популярные журналы, книги).

На вопрос «Какие отрасли психологии Вы хотели бы изучать» большинство студентов отметили следующие дисциплины: деловое общение, психология межличностного общения, конфликтология, психология человека. Несколько человек назвали такие дисциплины, как инженерная психология, социальная психология, возрастная психология, парапсихология, психология стресса, психология рекламы.

Итак, необходимость изучения будущими инженерами психологических дисциплин была подтверждена в результате анкетирования студентов технических направлений вуза.

Таким образом, научные психологические знания необходимы каждому человеку, так как способствуют формированию психологически грамотной личности, способной правильно, быстро, эффективно, бесконфликтно решать те задачи, которые возникают в разных сферах жизни.

 

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

2. Гуманитарные науки в системе высшего технического образования //Тезисы докл.межд.конф. - СПб, 1996.

3. Зимняя И.А. Гуманизация и гуманитаризация высшего технического образования //Гуманизация образования. - М., 1996.

4. Орлов А.Б. Психология личности к сущности человека: парадигмы, проекции практики. - М., 1995.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»