Психологические факторы аккультурации




Курапов Антон Александрович

аспирант
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка , г. Киев




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Курапов А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АККУЛЬТУРАЦИИ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 80-82


Современные исследователи, в частности Д. Берри, Т. Стефаненко, Н. Лебедева, М. Пирен, С. Ениколопов, О. Шлягина, Ю. Платонов, В. Крысько, С. Баклушинский, Н. Орлов вхождение индивида в новую для него культуру, которое сопровождается изменением его ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок, рассматривают как психологическую аккультурацию. Уже в течение 17 лет программа студенческого обмена FLEX (Future Leaders Exchange Program) активно действует на территории стран бывшего Советского Союза. Ежегодно примерно 200-300 украинских школьников старших классов уезжают на учебу в школы США. В отличие от финалистов программы FLEX, много студентов, обучающихся за рубежом, не проходят предварительного тестирования, направленного на определение наличия адаптационных возможностей конкретного студента, в том числе уровня экстраверсии и эмоциональной стабильности, которые, в свою очередь, могут служить психологическими факторами процесса аккультурации. Тем не менее, проблематика аккультурации, в частности специфическое определение ее психологических факторов, основательно не исследовалась, поэтому этот вопрос является недостаточно раскрытым.

«В аккультурации понимаются те явления, которые имеют место, когда группы индивидуумов с различными культурами вступают в длительный и непосредственный контакт, в результате чего изменяются начальные культурные модели одной или двух групп» [9, с. 149]. Для определения индивидуальных ориентаций по аккультурации, по мнению Д. Берри, нужно знать, как происходит процесс идентификации со своей собственной и базовой культурой. Несмотря на выделение конкретных стратегий аккультурации (интеграция, ассимиляция, сепарация, маргинализация), их взаимосвязь с психологическими характеристиками как мигрантов, так и студентов по обмену не исследовался, в частности украинских студентов и молодежи. Предварительной попыткой определения психологических факторов было исследование, целью которого было установление зависимостей и связей между конкретными психологическими характеристиками и выбором стратегий аккультурации. Базу исследования составили финалисты программы академического обмена FLEX, среди которых те, которые уже вернулись на родину (85 человек) и те, которые на момент проведения исследования находились на территории Соединенных Штатов Америки (48 человек). Общий объем выборки составил 133 человека. Полученные в ходе исследования результаты позволили определить следующие особенности. Измеренные показатели не имеют возрастной зависимости. Корреляционный анализ позволил установить определенные особенности взаимосвязи измеренных характеристик. Таким образом, при наличии социальной дезадаптованости, личность скорее всего выберет сепарацию, как аккульурационную стратегию. Социальная дезадаптация, в свою очередь, возникает вследствие высокого уровня конфликтности и эмоциональной нестабильности. При наличии второй характеристики, личность может выбрать ассимиляцию, как стратегию аккультурации. Интеграция, как аккультурационная стратегия, обратно-пропорциональная наличию тревоги и депрессии, что позволяет предположить их влияние на интеграцию. Маргинализация, как стратегия аккультурации, не показала никаких существенных связей с измеренным переменными. Исходя из результатов исследования влияния темперамента на выбор стратегии аккультурации, можно утверждать, что существенных различий между показателями не выявлено, однако можно заметить тенденциозные взаимосвязи, которые характерны для особенностей поведения каждого типа темперамента. В частности, у флегматиков и сангвиников общий уровень депрессии ниже, чем у холериков или меланхоликов. Относительно стратегий аккультурации выявлена определенная приверженность флегматиков к выбору маргинализации, а сепарации – для меланхоликов. Исходя из особенностей указанных стратегий и поведения каждого типа темперамента, эти тенденциозные связи являются абсолютно логичными и целесообразными.

С помощью регрессионного анализа были определены переменные, влияющие на выбор стратегии аккультурации. В итоге можно сказать, что была обнаружена связь только между воздействием социальной дезадаптации и тревоги на выбор ассимиляции и сепарации как стратегий аккультурации. То есть, чем больше выражены социальная дезадаптация и уровень тревоги, тем больше вероятность выбора ассимиляции и сепарации, как аккультурационных стратегий.

Выводы:

1. Большинство исследователей выделяют продолжительность пребывания в инокультурной среде, половые различия, возраст, уровень образования, особенности восприятия доминирующей культуры, наличие достаточного количества ресурсов, аккультурационный стресс как факторы влияния на аккультурации.

2. Центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию.

3. Процесс аккультурации молодежи характеризуется влиянием на выбор стратегии ожидаемых ролей, общего уровня психологической адаптации или дезадаптации, наличие коммуникативных способностей.

4. Финалистам программы FLEX свойственна интеграционная аккультурационная стратегия. Измеренные в ходе исследования психологические характеристики не имеют закономерностей возрастного распределения.

5. Ребята показали высокий уровень экстраверсии и им более свойственна сепарация, в отличие от девушек. Наличие аккультурационного стресса способствует выбору ассимиляции как стратегии аккультурации и к нему относятся эмоционально-неустойчивые и психотические личности.

6. При наличии социальной дезадаптации, личность выбирает сепарацию. Социальная дезадаптация возникает вследствие высокого уровня конфликтности и эмоциональной нестабильности. Интеграция обратно-пропорциональная наличию тревоги и депрессии. Маргинализация не показала никаких существенных связей с измеренным переменными. На выбор сепарации влияют социальная дезадаптация и уровень тревожности. Выбор ассимиляции связан с высоким уровнем тревожности и социальной дезадаптации.

7. Обнаружена приверженность флегматиков к выбору маргинализации, у меланхоликов – к сепарации.

8. Количество студенческих обменов постоянно растет, поэтому проблема аккультурации и ее взаимосвязь с психологическими особенностями студентов является весьма актуальной, в частности в расширении собственно поиска психологических факторов выбора стратегии аккультурации.

Список литературы:

1. БаклушинскийС.А. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе / С. А. Баклушинский, Н. Г. Орлова// Этнос. Идентичность. Образование / Под ред.В.С.Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 1998. – Т. IV. – Вип. VI. – С. 248-267.

2. БахтаВ.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США / В. М. Бахта // Современная американская этнография. – М.: Изд-во Академии Наук СССР. – 1963. – С. 184-222.

3. Берри Д. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы / Д. Берри // Развитие личности. – 2001. – № 4. – С. 183 – 194.

4. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон – М. : Просвещение. – 1979. – 90 с.

5. Лебедева Н. М. Методы этнической и кросс–культурной психологии / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко – М. : Высшая школа экономики. – 2001. –342 с.

6. Шолохов И. А. Психологические проблемы адаптации учащейся молодежи за рубежом / И. А. Шолохов // Развитие личности. – 1999. – № 2. – С. 72–85.

7. Berry J. W. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation / J.W. Berry, R. C. Annis // Journal of Cross–Cultural Psychology. – 1974. – № 5. – P. 382–406.

8. Marin G. Acculturation / G. Marin, P. Balls–Organista, K. Chung – 2001, Washington, DC : АРА Books. – 248 р.

9. RedfieldR.MemorandumfortheStudyofAcculturation/ R. Redfield, R. Linton, M. J. Herskovits// «AmericanAnthropologist». – 1936. – Vol. 38. – P. 149-152.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»