+7 989 669 15 15



Психологические факторы успешности решения задач профессиональными пользователями




Матвеева Татьяна Юрьевна

доцент
Казанский научно-исследовательский технический университет КНИТУ-КАИ, им. А.Н. Туполева г. Казань


Аннотация: В статье рассматриваются понятие профессиональная задача в структуре деятельности программистов, критерии профессиональной успешности, указываются различия между сложностью и трудностью задач в деятельности. Приводятся результаты исследований решений задач профессиональными пользователями, изучаются основные факторы, определяющие успешность решения. Представлены результаты корреляционного анализа влияния мотивационных компонентов, интеллектуальных характеристик, уровня притязаний на успешность решения профессиональных задач.

Ключевые слова: Задача, сложность, трудность, деятельность, успешность, уровень притязаний, мышление, мотивационные компоненты.




Библиографическое описание: Матвеева Т.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.79-85


Во многих направлениях человеческой деятельности используются разработанные профессиональными пользователями программные средства, экспертные, корпоративные, информационные и мультимедийные системы, предоставляющие массовому пользователю множество новых возможностей и, позволяющие им достигать высокой квалификации в конкретной сфере профессиональной деятельности. Требования пользователей растут и, соответственно, увеличивается число задач профессиональных, которые необходимо решать специалистам соответствующей сферы деятельности. Как отмечал Б.Ф. Ломов [7, С.25-43], ЭВМ станет неотъемлемой частью существования человека. Появляются новые виды профессиональной и непрофессиональной деятельности. При этом в развитии средств труда, познания и общения решающая роль принадлежит компьютеризации.Совершенствование информационных технологий и стремительное развитие компьютерной техники в XXI веке, а также огромный поток информационного воздействия на человека в эпоху научно-технического прогресса предъявляют повышенные требования к деятельности профессиональных пользователей.

«Профессиональная задача – это профессиональная цель, данная в условиях конкретной профессиональной деятельности. Задача решается, посредством профессиональных действий» (Г.В. Суходольский [14, С.31]). Содержание деятельности по взаимодействию с ВТ определяется местом компьютера в структуре профессиональной деятельности и индивидуальными качествами пользователя. К пользователю предъявляются общие и специальные ПВК, позволяющие взаимодействовать с компьютером и связанные со спецификой решаемых задач. Пользователь-профессионал (Б.Ф. Ломов, Б.А. Душков, В.Ф. Рубахин [8, С.62]) должен осуществлять деятельность на самом высоком уровне организации - это планировать деятельность с учетом вероятностей возникновения тех или иных событий. Разница между пользователями профессионалами и непрофессионалами заключается в следующем:

1) в содержании и уровне профессиональной подготовки на каждом этапе;

2) в структуре субъекта деятельности, включающей: характеристики личностные, психологические, психофизиологические (эмоционально волевая регуляция).

Подготовительным этапом исследования явилась разработка анкеты, содержащей вопросы об этапах профессиональной деятельности, основных профессионально-важных качествах, критериях профессиональной успешности. В состав экспертной выборки вошли 80 профессиональных пользователей (32 человека из Казани и 48 человек из Санкт-Петербурга; 36 женщин и 44 мужчин), стаж работы от 10 лет до 25 лет.

Анализируя ответы экспертов можно сделать следующие выводы (далее приводятся выводы только по критериям профессиональной успешности):

Среди этапов профессиональной деятельности, 68,4% экспертов считают значимым первый этап – этап постановки задачи, вторым по значимости эксперты считают второй этап – формализация задачи (21,1%).

Незначимым этапом профессиональной деятельности эксперты считают – этап получения и анализа результатов (68,4%).

Самым трудным этапом профессиональной деятельности эксперты считают этап формализации задач (31,6%).

31,6% считают критерием профессиональной успешности – творческий уровень; 52,6% - конструкторский уровень; 15,8% - технологический уровень. Никто из экспертов не считает критерием профессиональной успешности – исполнительский уровень.

Основная выборка (в дальнейшем ПП) была представлена профессиональными пользователями (по классификации Б. Шнейдермана [17]). Объем основной выборки (ПП) – 100 человек (56 мужчин и 44 женщины), имеющих стаж работы свыше 3 лет (возраст от 27 до 45 лет), работающих программистами в государственных, негосударственных учреждениях, организациях и фирмах г. Казани, г. Санкт-Петербурга, г. Чебоксары. Выборка молодых специалистов (в дальнейшем, именуемая МС) представлена начинающими пользователями, которые имеют профессиональный стаж от 3 месяцев до одного года. Объем выборки МС – 60 человек (36 мужчин и 24 женщины; возраст от 23 до 24 лет). В исследовании приняли участие студенты второго курса института «Технической кибернетики и информатики» КНИТУ-КАИ. Общий объем студенческой выборки (СВ) составил 67 человек (52 мужчин, 15 женщин).

Один из этапов экспериментальной части предполагал выделить ряд специальных (основных) задач по уровням сложности, проследить особенности в решении данных задач у разных категорий профессиональных пользователей, молодых специалистов и студентов института ТКИ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, а также определить влияние индекса трудности и сложности на успешность решения задач. Отбирая основные задачи [1,4, 6, 9,10], исходили из следующих требований: задачи должны быть доступными для решения всем выборкам; задачи должны отражать специфику подготовки специалистов; анализ результатов решения задач должен позволять делать психологические выводы (то есть задачи должны различаться по психологическому критерию). Подбор задач, лежащих в основе профессиональных задач (специальные задачи), позволил определить особенности процессов мышления. Распределение по определенным уровням сложности производилось с учетом расположения в задачниках, где оговаривалось, какая из задач какого уровня сложности. Основой работы послужил подход О.К. Тихомирова [15] в разделении критериев сложность и трудность. Сложность задачи – объективный критерий (структура, временные затраты), трудность решения задачи – субъективный критерий (установка, обученность). Для расчета индекса трудности задач была использована формула: I=(1-T/N)·100% [3]. Обязательное условие при расчете индекса трудности – 100% успешность. I – индекс трудности задачи, T – количество испытуемых, правильно решивших задачу, N – объем выборки.

Для анализа трудности задачи рассчитали индексы трудности основных (специальных) задач, определили соответствие индексов уровню сложности, выявили статистически значимые различия индексов трудности в студенческой выборке и выборках профессиональных пользователей, молодых специалистов.

В состав задач каждого уровня сложности входили три задачи. В отличие от студенческой выборки, в группе профессиональных пользователей и молодых специалистов индексы трудностей задач распределены ниже, располагаясь вдоль оптимального показателя – 50%. Для специалистов различия обнаружены между задачами среднего и низкого уровня сложности ((**(p<0,01) - молодые специалисты); (*(p<0,05)- профессиональные пользователи)), задачи же высокого уровня сложности не уступают по трудности задачам среднего уровня сложности.

Процесс решения задач включает выбор задач и сам процесс решения. В выборе задач низкого уровня сложности студенты и профессионалы не различаются, различия не обнаружены в выборе задач среднего и высокого уровня сложности.

По успешности решения задач низкого уровня сложности студенты, молодые специалисты и профессионалы не различаются, различия по успешности не обнаружены в решении задач среднего уровня сложности. Все три задачи высокого уровня сложности профессиональные пользователи и молодые специалисты решали успешнее, чем студенты. Различия по успешности решения задач высокого уровня имеют уровень статистической значимости от 0,01(**) до 0,001 (***).

Ответы на вопросы анкеты профессиональных пользователей говорят о значимости в решении задач и достижения профессиональной успешности таких характеристик, как творческое и интуитивное мышление. Уровень интуиции выявлялся по Л.Л. Гуровой [4]. Интуитивные задачи (низкий, средний и высокий уровень сложности) были представлены классом вербальных задач, в состав вошли анаграммы. В отличие от специальных (основных задач), где испытуемые не знали уровень сложности предлагаемых задач, в интуитивных задачах уровень сложности оговаривался. Анализируя показатели успешности решения интуитивных и специальных задач, можно отметить, что интуитивные задачи воспринимаются как трудные, так как в них заложен элемент творческого подхода, а также необходима гибкость мышления. В деятельности большинства профессиональных пользователей редко встречается изобретательский класс профессиональных задач (инженерное творчество), так как многие профессиональные задачи – это рационализаторские или проектировочные задачи, для решения которых необходимо развитое логическое мышление. Все три интуитивные задачи в выборках ПП, МС и СВ имеют высокий индекс трудности (от 64,5% до 100%), несмотря на уровень сложности. Можно также отметить, что в выборках ПП и СВ индекс трудности совпадает с уровнем сложности данных задач, т.е. для испытуемых чем сложнее интуитивная задача, тем она и труднее. Такой тенденции в классе специальных задач не было обнаружено.

Успешность решения интуитивных задач во всех выборках значительно ниже успешности решения основных (специальных) задач. Более успешными, чем студенты и молодые специалисты оказались профессиональные пользователи.

Одной из составляющих субъективного критерия трудности задачи является установка. В выборках профессиональных пользователей и молодых специалистов установка на уровень сложности повлияла на выбор задач из списка для решения (p<= 0,05*(ПП), p<= 0,01**(МС)). Для профессионалов и молодых специалистов установка значима, так как она связана со стилем выбора и поиска сложности профессиональных задач. Сказывается и влияние успешности задач (специальных) на выбор уровня сложности последующих задач.

Как известно, в инженерной психологии [5,8] для оценки и прогнозирования успешности профессиональной деятельности используются личностные методы, в которых успешность – это некоторая случайная величина Y, зависящая от значений xi свойств (xi (i= 1,N)). Для дальнейших исследований уравнение успешности профессиональной деятельности преобразовали в соответствии с нашими задачами. Были составлены уравнения успешности по критерию “трудность” и “сложность” как для специального класса задач, так и для интуитивного, сопоставляются выборки по показателю успешность.

Как для студентов, так и для профессионалов, молодых специалистов, критерии трудности (субъективный критерий) и сложности (объективный критерий) являются определяющими и влияют на успешность в решении специальных задач, лежащих в основе профессиональных задач.

Для определения ведущего критерия (трудности или сложности) в решении задач было проведено сравнение (по χ2 Пирсона) успешных испытуемых (разделение по критерию Колмогорова) по критерию трудность Yт и успешных испытуемых по критерию сложность Yс.

В выборках профессионалов различия между успешными пользователями с учетом критерия сложности Yс задачи и успешными пользователями с учетом критерия трудности Yт задачи не значимы. И объективный критерий задачи, и субъективный критерий одинаково влияют на успешность протекания процесса решения специальных задач, лежащих в основе профессиональных задач. Наложение субъективного критерия «трудность» задачи на объективный критерий «сложность», не значительно начинает снижать успешность процесса решения задач. Для профессионалов уровней трудности задач может быть два: низкий уровень трудности и средний уровень трудности. Если уровень сложности задачи низкий, а задача при этом имеет низкий уровень трудности успешность процесса решения задач в выборке профессиональных пользователей выше оптимальной. Повышение уровня сложности создает особую ситуацию: уровень трудности задач остается средним и не меняется, несмотря на возрастание уровня сложности.

Влияние как субъективного критерия, так и объективного существенное. В интуитивном классе задач критерии трудности и сложности связаны сильнее, чем в классе специальных задач. Следовательно, интуитивные задачи изначально воспринимаются испытуемыми как трудные (а для студентов, молодых специалистов и максимально трудные) и сложные.

В задачу исследования входило изучение когнитивных компонентов и определение влияния их на успешность процесса решения. Структура общих способностей, заложенных в тесте, включала: индивидуально-психологические, индивидуально-физиологические и вербально-образовательные возможности. Анализ результатов успешного решения каждого блока задач показал, что во всех выборках преобладают высокие показатели по индивидуально-физиологическим особенностям, что говорит о сформированности таких профессионально-важных качеств, как концентрация, распределение внимания и эмоциональная устойчивость при решении задач. Молодые специалисты (**(p<0,01)) и профессиональные пользователи (**(p<0,01)), в отличие от студентов, лучше ориентируются в задачах, чаще используют стратегию оптимального выбора, имеют низкую инертность мыслительных процессов, высокую переключаемость в деятельности, склонны менять ход своих суждений, имеют высокий темп работы. В профессиональной деятельности стандартные числовые задачи встречаются редко. Задачи, решаемые профессионалами, могут носить элемент числовых головоломок, успешность решения которых определяет способность решать практические задачи, оперировать, структурировать информацию. В классе специальных задач числовые головоломки профессионалы решали успешнее (**(p<0,01)), чем студенты. Пространственные возможности выражены сильнее (незначимо) в выборках молодых специалистов и профессионалов. В выборке профессиональных пользователей наблюдаются нарушения в вербально-образовательном блоке (числовые способности) общих способностей.

Исследование уровня притязаний показало, что студентам более характерен высокий уровень притязаний, чем профессиональным пользователям (**(p<0,01)). Заниженная самооценка, либо избегание социальной активности при заниженном уровне притязаний больше свойственен профессионалам (*(p<0,015)) и молодым специалистам (*(p<0,05)), чем студентам.

Студенты (*(p<0,05)) и профессиональные пользователи (**(p<0,01)) превосходят молодых специалистов по готовности работать, в случае заинтересованности, по негативной оценке рутинной работы. Молодые специалисты и профессиональные пользователи превосходят студентов по высокой результативной направленности, они готовы достигать результата в деятельности, несмотря на препятствия и неудачи. Для профессиональных пользователей эффективность деятельности определяется не только интересом, но и достижением конкретного результата. 44% профессиональных пользователей и 60% молодых специалистов не получают удовольствие от труда, не готовы, не жалея выходных дней и отпуска, тратить личное время на работу.

Исследование мотивационных аспектов личности показало, что сверхвысокую и низкую мотивация к успеху имеют студенты (**(p<0,01)) и профессионалы (*(p<0,05)), в отличие от молодых специалистов, умеренно ориентированных на успех. Молодые специалисты меньше боятся и избегают неудач, чем студенты (*(p<0,05)) и профессиональные пользователи (*(p<0,05)). Профессионалы (**(p<0,01)) и молодые специалисты (**(p<0,01)) осторожны и не готовы рисковать, в отличие от студентов. Умение и готовность принимать нестандартные решения, обеспечивать конкурентоспособность своего программного продукта требует определенного риска.

Далее приводятся обобщенные результаты исследования влияния структурных элементов общих способностей, уровня притязаний, социально-психологических, мотивационных аспектов личности, субъективного критерия профессиональной успешности на процессы выбора и решения специального класса задач. Результаты в виде выводов представлены на основе корреляционного анализа и факторного анализа.

Выводы для выборки профессиональных пользователей.

На этапе выбора профессиональных задач:

Профессиональные пользователи, для которых критерием профессиональной успешности является творческий уровень (наличие нестандартных решений) в выборе задач, ориентируются на высокий уровень сложности, отвергая задачи низкого уровня сложности. Выбор задач среднего уровня не зависит от критерия профессиональной успешности.

У профессиональных пользователей уровень притязаний влияет только на выбор задач низкого и высокого уровня сложности, не определяет успешность решения задач. При высокой оценке своих способностей, возможностей профессиональный пользователь выбирает задачи высокого или низкого уровня сложности. Выбор задач низкого уровня сложности обусловлен либо «социальной хитростью», либо соотнесением условия задачи и своих возможностей ее решить. Если в деятельности профессиональному пользователю необходимо решать профессиональные задачи, структура и специфика которых стандартна, то в выборе наблюдается ориентировка на задачи среднего уровня сложности. В случае, если перед пользователем возникают задачи новые, нестандартные, изучение специфики которых занимает определенное время, в выборе наблюдается ориентировка на задачи низкого уровня, либо высокого уровня сложности.

На этапе решения профессиональных задач:

Для профессионального пользователя значимым является объективный критерий. Если профессиональный пользователь выбирает задачи низкого уровня сложности, то процесс решения начинается с распознания структуры, определения временных затрат, а также с построения логического, алгоритмизированного плана решения. На «выходе» задача воспринимается как нетрудная. В результате успешность процесса решения выше оптимальных показателей. В случае, если профессиональный пользователь ориентируются на задачи среднего и высокого уровня сложности, влияние объективного критерия также остается значимым, но частично накладывается и субъективный критерий. Это связано с тем, что при структурировании задачи, построении логического плана решения, возникают элементы незнакомые, трудные, требующие нестандартных подходов, определенных навыков, знаний и умений. Как результат, такие задачи воспринимаются как задачи среднего уровня трудности, успешность которых оптимальна.

У профессиональных пользователей на успешность решения задач влияют и индивидуально-физиологические особенности (эмоциональный компонент мышления), и индивидуально-психологические особенности (инертность, гибкость мышления), и вербально-образовательные способности (пространственное воображение). Низкая эмоциональная деструкция процессов мышления позволяет профессиональному пользователю проявлять эмоциональную устойчивость на всех этапах деятельности, начиная с постановки задачи и, заканчивая получением, анализом результатов.

Критерий профессиональной успешности влияет на успешность процесса решения задач, но он влияет и на повышение процессуальной направленности, высокая ориентация которой снижает результаты. Данное противоречие снимается, в случае, если профессиональный пользователь, выбирающий для себя критерием профессиональной успешности – творческий уровень, имеет высокую мотивацию к успеху, считает свой труд привлекательным, а интерес к профессиональной деятельности соотносит с достижением результата. Уровень притязаний не влияет на успешность процесса решения задач, но он связан с результативной направленностью и ориентацией на «деньги». Профессиональный пользователь, который высоко оценивает свои возможности и способности, имеет высокую результативную направленность, считает, что данный труд должен высоко оплачиваться, и не боится неудач, успешно справляется с задачами, возникающими в деятельности.

 

Список литературы:

1. Бауэр Ф.Л. Информатика: задачи и решения/ Ф.Л. Бауэр, Р. Гнац, У. Хилл / Под ред. А.П. Ершова. – М.: Изд-во «Мир», 1978. – 355 с.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей/ Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

3. Бурлучак Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлучак, С.М. Морозов – СПб.: Издательство «Питер Ком», 1999. – 528 с.

4. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. – Изд-во ВГУ, 1976. – С.5-246.

5. Душков Б.А. Основы инженерной психологии/ Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. Учебник для студентов вузов – М: Изд-во «Академический проект»; Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2002. – 516 с.

6. Зубов В.С. Справочник программиста/ Базовые методы решения графовых задач и сортировки. – М., 1999. – С.24-105.

7. Ломов Б.Ф. Системность в психологии; – М.: Издательство «ИПП», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 384 с.

8. Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии/ Ломов Б.Ф., Душков Б.А., Рубахин В.Ф.//Учебник для ТВ. – М.:Высшая школа, 1986. – 448 с.

9. Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Учебное пособие. - М.: Проспект, 2010. - 448 с.

10. Пойа Д. Математическое открытие; – М.: Изд-во «Наука», 1970. – 452 с.

11. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности/ Учебное пособие//Под общ.ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003 – 768 с.

12. Практикум по информатике/ Учебное пособие для вузов (+CD) // Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.

13. Пучкова И.М. Психологические аспекты профессиональной подготовки пользователей ЭВМ. Кандидатская диссертация/ И.М. Пучкова – Казань, 1995. – 155 с

14. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 166 с.

15. Тихомиров О.К. Психология мышления/ Уч. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

16. Чудова Н.В. Психологическая классификация пользователей диалоговых систем. - М.: Изд-во ВЦ АН СССР, 1989. – С.3-19.

17. Шнейдерман Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. – М.: Изд-во «Радио и связь», 1984. – 304 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.