+7 989 669 15 15



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ РИСКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОРОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ




Децик Ирина Владимировна

аспирант кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург

На выборке из 129 школьников младшего школьного возраста рассматривается влияние черт личности на восприятие и оценку рискованных дорожных ситуаций. Выделены особенности оценки риска для детей младшего школьного возраста, а также установлены связи между недооценкой / переоценкой степени опасности в дорожной ситуации и чертами личности.

Ключевые слова: Ключевые слова: восприятие и оценка риска в дорожной ситуации,младший школьный возраст,черты личности.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Рискованное поведение детей младшего школьного возраста является результатом множества влияний, имеющих генетический и средовой характер. Анализ отчетов о проведенных эмпирических исследованиях, опубликованных на английском языке с 1990 по 2005 год, позволил выделить факторы, влияющие на восприятие и оценку рискованных ситуаций [1]. В частности, в качестве предпосылок особенностей восприятия риска в опасных дорожных ситуациях, влекущих за собой рискованное поведение в младшем школьном возрасте, рассматривают индивидные и личностные особенности (возраст, пол, особенности темперамента, предшествующий опыт, мотивы и потребности). Существующие исследования подтверждают наличие положительной корреляции между высокими значениями по шкале поиска ощущений и некоторыми личностными характеристиками индивида [2]. Сравнение уровня выраженности поиска ощущений (sensation seeking) для детей младшего школьного и подросткового возраста показало значимые различия, что указывает на то, что у подростков уровень поиска новых ощущений достоверно выше [1, 3]. Сочетание экстраверсии и нейротизма, а также низкий уровень доброжелательности (отсутствие интереса к окружающим) также определяются как предикторы рискованного (деликвентного поведения) [4].

Целью проведенного исследования являлось установление характера взаимосвязи особенностей восприятия и оценки рискованной дорожной ситуации детей младшего школьного возраста (по сравнению с детьми младшего подросткового возраста) с личностными и когнитивными особенностями. Выборку составили учащиеся 1-7 классов школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, всего 129 человек (65 мальчиков, 64 девочки). Инструментом для анализа особенностей восприятия и оценки рискованной дорожной ситуации стала разработанная автором методика “Дорожные ситуации” (ДС). Для изучения личностных и когнитивных особенностей детей использовались Тест Кеттелла, детский вариант (12 ФЛО-120), Прогрессивные матрицы Равена, Тест оценки общего уровня рискованности (BART-Y). Методами статистического анализа стали дисперсионный и множественный регрессионный анализ. Обработка данных осуществлялась в пакете SPSS v. 20.0.

В результате анализа были выявлены следующие особенности: способность распознавать опасные дорожные ситуации возрастает от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. С увеличением возраста восприятие опасной ситуации становится более дифференцированным: совершенствование процесса восприятия дорожной ситуации выражается в том, что анализируются наиболее существенные элементы обстановки, при этом продолжительность фиксации внимания на конкретных элементах сокращается. В то же время, с развитием навыков аналитического мышления, совершенствующиеся к младшему подростковому возрасту навыки анализа и синтеза приводят к тому, что создается целостная картина дорожной ситуации. Восприятие становится менее грубым и схематичным, что приводит к более низкой оценке степени опасности в дорожной ситуации.

При этом дети, демонстрирующие более высокие значения по показателю склонности к поиску острых ощущений, лучше справлялись с задачей определения опасных дорожных ситуаций. Следует отметить, что в группе младших школьников для особенностей восприятия и оценки степени риска в опасной дорожной ситуации предикторами являлись «вербальный интеллект», «склонность к риску», «чувствительность», «самоконтроль», что может говорить о формировании устойчивого набора предикторов в этом возрасте, коррелирующего с особенностями восприятия и оценки рискованной дорожной ситуации.

 

Списоклитературы:

1. Morrongiello B.A. and Lasenby-Lessard, J. Psychological determinants of risk taking by children: an integrative model and implications for interventions // Injury prevention. - 2005. - Vol.13(1). - P. 20–25.

2. Грязнова Т.В. Современные технологии – железнодорожному транспорту и промышленности: труды 44-й научно-практической конференции // Взаимосвязь готовности к риску и личностных особенностей инженеров-руководителей предприятий ЖД транспорта. - Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2006. - Т. 6.

3. Potts R., Martinez, I.G. and Dedmon, A. Childhood Risk Taking and Injury: Self-Report and Informant Measures // Journal of Pediatric Psychology. - 1995. - Vol. 20(1). - P.5—12.

4. Leech, S.L. Predictors of self-reported delinquent behavior in a sample of young adolescents. // The J. of early adolescence. – 2003. – Vol. 23, №3.– P. 78–106.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.