+7 989 669 15 15



Психологические особенности развития личности в образовательном пространстве в рамках культурологического подхода




Лашмайкина Людмила Ивановна

доцент
«Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева » Россия, г. Саранск


Аннотация: В статье раскрываются основные возможности культурологического подхода в образовании как фактора всестороннего развития личности.

Ключевые слова: образование, культура, личность, традиции, личностно-ориентированный подход, ценности, воспитание, самообразование, личностный рост, самовоспитание.




Библиографическое описание: Лашмайкина Л.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В РАМКАХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.130-132


В настоящее время образовательная практика укрепляет направление, которое обеспечивает подлинную гуманизацию и гуманитаризацию всего образовательного пространства. В его основе лежит принцип культурособразности образования, дополняющий и необходимо обогащающий научное содержание образования. Латинский термин «культура» означает вращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это вращивание, совершенствование, формирования его образа, т.е. культура, выступает предпосылкой и результатом образования человека.

Культура отражает бытие человека во всех сущностных для него определениях: это философское, научное, эстетическое, нравственное, религиозное и т.п. изменения этого бытия. Отсюда, соответствие образования культуре означает, что наука представляется перед учащимися, не только в ее актуальных результатах, но и в истории научного знания, в процессе ее возникновения, его исторического личностного созидания. Пусть это будут фрагменты истории науки, но значимые для выявления диалогов различных ученых, различных позиций, которые (диалоги) приводили к полноценному познанию. Ведь атмосфера научного диалога органично воспитывает интеллектуально раскованность и смелость мышления, цельность и целостность личность.

Таким образом, в процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, науки, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, то и освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей.

История развития и становления образовательных традиций связана с определенными обучающими воздействиями, сложившимися в процессе развития общества. Чаще всего они возникают и определяются тем, на какую идеальную модель личности обучающегося они ориентированы. Историческая и мировая практика показывают, что главная цель обучения определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В условиях перехода страны к рыночной экономике все больше и больше внимания привлекает личность творческая, конкурентоспособная, способная к непрерывному творческому саморазвитию. В качестве альтернативы воспитательной модели, в сложившихся условиях, может выступать личностно-деятельностная теория. Данная концепция позволяет строить обучающее воздействие в соответствии с логикой развития личности. Как результат такого воздействия начинают выступать новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра - зла», «истины - лжи», «прекрасного - безобразного», «честности - беспринципности», «любви - ненависти», «дружбы - предательства», «прав и обязанностей», всегда оставаться человеком.

Как следствие происходящего, в рамках личностно-ориентированной концепции, все увереннее начинает набирать силу культурологический подход в образовании, который реализуется как принцип культурособразности, выполняющий системообразующую роль. Суть данного принципа заключается в том, что обучение будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а обучающийся будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Отсюда, обучение на основе культурологического подхода – это организация обучения как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры. В связи с этим следует в первую очередь ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций.

Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для принципа культуросообразности в обучении важно проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллективизма и сопричастности ко всему тому, что делается в классе, школе, городе, стране. Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае, если учащийся, будет непосредственным участником повседневной, культурной, духовно-насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны.

Поскольку культура – это порождение цивилизации и цивилизованного образа жизни, то все предметы, которые окружают современного человека, также несут в себе определенный культурологический потенциал. Ибо в каждом из них отражены определенные идеалы и ценности того, кто их производил. Поэтому, с одной стороны, предмет изначально представляет собой определенную культурную ценность, с другой – он прямо или косвенно оказывает влияние на культурные ценности последующих поколений, которые будут его воспринимать или непосредственно использовать в своей практической деятельности. В настоящее время в реформировании образования ценностные ориентации смещены на «гуманитарную культуру» и недооценивается, на наш взгляд, значение «естественнонаучной» культуры для гармонизации развития личности, ее мировоззрения, миропонимания.

Исходя из выше изложенного отметим, что в традициях культурно-исторического подхода источник развития личности помещен не в самом человеке, а вынесен во вне – в культурно-исторический опыт. Этот опыт зафиксирован самыми разными способами, включая феномены общественного сознания, произведения искусства, мифологию, нормы морали и т.д. В процессе взаимодействия с ними ребенок овладевает собственными психическими процессами и развивается. Такая обусловленность человеческого развития объектами культуры позволяет нам их рассматривать как психологические «орудия» развития, так как они не просто дают человеку некоторые представления о мире, но и порождают новый личностно-значимый опыт, определенные качества и состояния.

 

Список литературы:

1. Битянова, М.Г. Соприкосновение с внутренним миром. Санк-Петербург: Изд-во СПб.: Речь, 2007. - 248 с.

2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Наука, 2015. - 78 с.

3. Лашмайкина, Л.И. Психологические закономерности семейного воспитания с опорой на личностно-деятельностный подход (на примере мордовского народа) / Л.И. Лашмайкина // Этнопедагогика: психолого-педагогические особенности воспитания и обучения у финно-угорских народов / материалы Республиканской научно-практической конференции. – Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева (Саранск), 2011. – С. 73-76.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.