Психолого-педагогические условия художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами лоскутной техники




Сахабутдинова Эльвира Ринатовна

магистрант
Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы, Россия, г. Уфа


Аннотация: В данной статье автор рассматривает психолого-педагогические условия детей старшего дошкольного возраста средствами лоскутной техники. Основное содержание статьи посвящено анализу психолого-педагогических условий художественно-эстетического развития.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, компетентность педагогов, компетентность родителей, развивающая предметно-пространственная среда.




Библиографическое описание: Сахабутдинова Э.Р. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОСКУТНОЙ ТЕХНИКИ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.151-154


Для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами лоскутной техники необходимо создать психолого-педагогические условия.

Учёными, А.В. Лысенко, А.О. Малыхиным, психолого-педагогические условия рассматриваются, как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов, или объектов педагогического процесса (воспитанников или педагогов), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса [2,3].

В рамках данного исследования нетрадиционные методы являются одним из средств художественно-эстетического развития. Перечислим нетрадиционные методы, которые используются в детском саду: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), обрывная аппликация, объёмная аппликация, рисование методом тычка, рисование свечой, шаблонография, рисование штампами из овощей, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, рисование ладошкой, пальчиками, рисование крупой, печать листьев. Таким образом, включение в работу лоскутной техники: аппликации, объёмной аппликации, пэчворк, квилтинг в работе с детьми дошкольного возраста, является одним из психолого-педагогических условий.

Следующим психолого-педагогическим условием является повышение компетентности педагогов по вопросам художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами лоскутной техники.

А.В. Хуторской определяет, что компетенция – это круг вопросов, в котором человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом; совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности [9].

Методологической основой исследования является компетентностный подход. По определению С.В. Никитиной, компетентностный подход в дошкольном учреждении – образовательный процесс, основанной на предоставлении субъекту деятельности (учебной, познавательной, игровой), права на самореализацию, приобретение и использование компетентности [5].

По В.Н. Введенскому составляющими профессиональной компетентности педагога являются:

- информационная компетентность – включает в себя объем информации (знаний) о себе, о детях и их родителях, опыте работы других воспитателей;

-  регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности;

-  интеллектуально-педагогическая – комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстранированию, обощению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления;

-  операционная компетентность – определяется набором навыков, необходимых воспитателю для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проектные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные [1].

Овладение родителями знаний о художественно-эстетическом развитии средствами лоскутной техники – ещё одно психолого-педагогическое условие художественно-эстетического развития старших дошкольников. В ФГОС ДО говорится, что необходимо «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [8].

Л.В. Коломийченко рассматривает виды связей ДОО и семьи, обеспечивающие характер сотрудничества и взаимодействия, что подразумевает отношения, основанные на взаимоуважении, интересе к деятельности сотрудничества. К первому виду относятся связи, направленные на оптимизацию влияния семьи на ребенка посредством повышения педагогической культуры родителей. Существенность связей этого вида можно выразить формулой «детский сад – семье». Связи второго вида характеризуются включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада (формула взаимодействия: «семья – детскому саду»). Связь третьего вида – координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей («детский сад – семья») [2].

Необходимыми условиями организации эффективного взаимодействия дошкольной организации и семьи являются готовность педагогов к сотрудничеству с родителями и готовность родителей к совместному с педагогами художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами лоскутной техники [2].

Рассмотрим следующее психолого-педагогическое условие – это развивающая предметно-пространственная среда. Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, а также территории, прилегающей к ДОО или находящейся на небольшом удалении, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития.

Анализ литературы позволил выявить несколько моделей развивающей предметно-пространственной среды.

 Первая модель – предметно-средовая модель. Суть данной модели заключается в том, что содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как их деятельного носителя. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной, искусственной и жестко ограниченной предметной среде (система М. Монтессори).

Вторую модель – личностно-ориентированную модель, предложили авторы концепции Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, в своей работе указывают на то, что особенности предметно-развивающей среды должны определяться не только принципами и требованиями, но и учитывать личностно-ориентируемую модель построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Ученые утверждают, что среда на ребенка должна оказывать непосредственное воздействие, обеспечивать безопасность их жизни, улучшение здоровья, развитие психических процессов [7].

Третья модель – предметно-игровая модель, который был предложен С.Л. Новоселовой. Автором разработана концепция развивающей предметной среды, которая опирается на деятельно-возрастной подход, на представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для всестороннего развития ребенка [6].

В своих работах автор утверждает, что важным фактором развития детей является их социокультурное окружение и предметная среда. Разработанная ею концепция предусматривает создание вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды ДОО. Обогащающая среда предполагает единство социальных природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды является архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование, тематические наборы игрушек, пособий [7].

Таким образом, исходя из вышесказанного, были определены психолого-педагогические условия художественно-эстетического развития старших дошкольников: включение в работу с детьми аппликации, объёмной аппликации, пэчворк, квилтинг.

 

Список литературы:

1.  Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя [Текст] / В.Н Введенский. – СпБ.: Просвещение, 2004. – 159 с.

2.  Коломийченко, Л.В. Я – компетентный родитель: программа работы с родителями дошкольников [Текст] / Л.В. Коломийченко. – 2013. – 128 с.

3.  Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. - Майкоп, 2005. - 203 c.

4.  Малыхин, А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / А.О. Малихін / Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. – Киев, 2000. - 20 с.

5.  Никитина, С.В. Компетентностный подход к оценке качества дошкольного образования / С.В. Никитина // Человек и образование. 2009. – №4. – С.166 – 169

6.  Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.

7.  Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова – М., 1993. – 102с.

8.  ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Режим доступа: htpp: // www.firo.ru/

9.  Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института человека, 2013. – 73 с.: ил.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»