Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старших клас-сов в процессе проектирования и реализации обучения по индивидуальным образовательным траекториям




Фархутдинова Софья Сириновна*
Савина Н.Н.**

студентка*
канд. пед. наук, доц.**
Елабужский институт КФУ , Елабуга


В изложено содержание психолого-педагогического сопровождения обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным траекториям. Особое внимание уделяется процессу психолого-педагогической подготовки учащихся к определению собственной индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: Индивидуальная образовательная траектория, индивидуализация обучения, индивидуальный учебный план, психолого-педагогическое сопровождение.




Библиографическое описание: Фархутдинова С.С., Савина Н.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 30-34


В настоящее время, в системе российского образования происходят значительные изменения, обусловленные социальными и экономическими причинами. Недостаток в профессиональных и образованных специалистах обуславливает направленность политики государства на реформирование системы российского образования, направленного на её совершенствование. Один из наиболее эффективных способов повышения качества образования на этапе школы является организация профильного обучения в старших классах.

В концепции профильного обучения стоит задача «более полно учитывать интересы, склонности, потребности учащихся», но данная задача должна решаться скорее индивидуализацией, а не профилизацией обучения. Одним из недостатков профильного обучения является его односторонность. У учащихся, выбравших профиль, не остается возможности изучать непрофильные предметы на необходимом уровне. В результате снижается личностная составляющая их образования [1,с.10].

В то же время С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова и Е.В. Иваненко считают, что индивидуализация обучения возможна в рамках мультипрофильного образования. В этом случае, набор учебных дисциплин учащимися не ограничивается профилем (физико-математическим, гуманитарным, лингвистическим). У учащихся есть возможность выбирать любую комбинацию учебных предметов:

- математика, история, иностранный язык;

- русский язык, экономика, литература;

- химия, физика, право [2,с.120].

Способ обучения в рамках мультипрофильного образования предполагает введение индивидуальной образовательной траектории, которая способствует самореализации школьников, а также развитию их способностей и умений, благодаря изучению тех школьных дисциплин, которые отвечают их образовательным потребностям и интересам, а также необходимы им при сдаче Единого государственного экзамена и поступлении в вуз.

Несколько лет назад А.В. Хуторской высказал идею о необходимости введения обучения по индивидуальным образовательным траекториям как наиболее эффективном способе реализации профильного обучения. Подобный подход направлен на развитие у учащегося способности к самостоятельному планированию и осуществлению образовательной деятельности, а также на формирование его готовности к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни. По мнению А.В.Хуторского, обучение по индивидуальным образовательным траекториям способствует получению более эффективного образования за счет учета индивидуально-личностных особенностей учащихся, а также их способностей и интересов [6,с.84]. В процессе обучения по индивидуальным образовательным траекториям появляется возможность лично определять цели изучения образовательных дисциплин, а также определять уровень обучения по учебному предмету: базовый или профильный. Благодаря этому повышается мотивационная составляющая учебной деятельности школьника. В чем же заключается сущность обучения по индивидуальным образовательным траекториям?

По мнению А.В. Хуторского, индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании [6,с. 84]. Индивидуальная образовательная траектория выстраивается в форме индивидуальных учебных планов. Под индивидуальным учебным планом (ИУП) Р.Бессолицына и А.Ходырев понимают, совокупность учебных предметов (курсов), выбранных учеником для освоения из учебного плана школы, составленного на основе федерального базисного учебного плана с учетом региональных и школьных особенностей [3,с.58]. Индивидуальный учебный план содержит дидактическую модель образования, состав учебных предметов, список учебников и пособий, а также технологии обучения [5,с.40].

Обучение по индивидуальной образовательной траектории имеет ряд преимуществ, таких как: наличие обратной связи учитель-ученик, комфортный для учащегося темп обучения, а также отвечающее его потребностям и интересам содержание образования. Однако недостаточная осведомленность старших школьников о технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории, а также отсутствие твердо поставленных образовательных задач и ориентиров усложняет работу педагогов и психологов школ. Приобретая свободу в выборе собственной образовательной траектории, учащиеся в ряде случаев оказываются неспособными нести ответственность за этот выбор [4,с.70]. Выбирая траекторию обучения, учащиеся должны быть готовы следовать этому выбору как минимум до конца обучения в школе. Например, сделав выбор в десятом классе и выбрав для изучения гуманитарные дисциплины, нельзя передумать через год и решить сдавать экзамен по дисциплине из цикла физико-математических наук, поскольку догнать пройденный за это время материал будет очень сложно. После перехода на другой профиль учащийся может оказаться в сложной ситуации. При сдаче экзаменов, а также поступлении в вуз ему придется конкурировать с учащимися, прошедшими полное обучение по индивидуальной образовательной траектории. Нельзя предоставлять учащимся право абсолютно свободного выбора учебных дисциплин при проектировании образовательной траектории. Многие учащиеся оказываются неспособными сделать такой ответственный выбор. По этим причинам, проектирование становится важной психолого-педагогической проблемой [4,с.70].

Обучение по индивидуальной образовательной траектории делает невозможным наличие единого для всей параллели классов расписания. Школы, осуществляющие обучение по индивидуальным образовательным траекториям, должны быть готовы к проведению подготовительной работы, начиная с обучения в средней школе, а также к осуществлению постоянного психолого-педагогического сопровождения учащихся [4,с.70].

Подготовка к переходу учащихся на обучение по индивидуальным образовательным траекториям должна начинаться заблаговременно. Во-первых, необходимо проведение собраний совместно с учениками, родителями и классными руководителями, целью которых является информирование учащихся и их родителей о сущности, целях и процессе обучения по индивидуальным образовательным траекториям, а также процессе составления учебного плана, выборе учебных предметов и распределении нагрузок [1,с.12]. На данном этапе необходимо объяснить учащимся важность и ответственность предстоящего выбора. Ученики не должны оставаться один на один с данной проблемой. Именно на этом этапе особенно важно предоставлять психолого-педагогическую помощь учащимся, проводить профориентационные занятия, ди агностику интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, а также индивидуальные и групповые консультации [1,с.12].

Следующий этап, который начинается во втором полугодии IX класса, предполагает психолого-педагогическую помощь в непосредственном составлении учебных планов учащихся. Производится опрос учащихся и их родителей о планируемом выборе профиля и списка учебных предметов. Для грамотного составления учащимися и их родителями учебных планов, рекомендуется выбрать учебное заведение, в которое старшеклассник планирует поступать после окончания XI класса и узнать список вступительных экзаменов. Эти предметы рекомендуется включать в учебный план как профильные. После этого, совместно со специалистом по разработке индивидуальных учебных планов учащиеся и их родители должны составить окончательный вариант своего плана [1,с.12].

Следующий этап начинается в X классе и предполагает оказание психолого-педагогической помощи уже при непосредственном прохождении обучения по индивидуальным образовательным траекториям. Подобная помощь можешь представлять собой как консультации учащихся со школьным психологом, так и индивидуальные консультации с учителями.

Таким образом, можно выделить два вида психолого-педагогического сопровождения учащихся:

1. Подготовительный, предполагающий оказание помощи в самоопределении учащихся, а также консультирование их в вопросах об индивидуальных образовательных траекториях и индивидуальных учебных планах. Психолого-педагогическая помощь первого типа оказывается в течение года, т.е. в период обучения в IX классе. Некоторые образовательные учреждения могут начать подготовку в XVII или XIII классах, тем не менее, данная подготовка будет носить профориентационный характер, непосредственное проектирование индивидуальных учебных планов будет проводиться в IX классе.

2. Основной, направленный на оказание помощи учащимся в период обучения по индивидуальным образовательным траекториям и учебным планам в X-XI классах. Консультантами могут выступать как школьный психолог и учителя, так и руководители школы: директор, заместители директора.

Рассмотрим подход МБОУ «Лицей-интернат инновационных технологий №36» г. Набережные Челны РТ к процессу психолого-педагогического сопровождения учащихся. В рамках исследования было проведено анкетирование учителей (9 человек), старшеклассников (25 человек), а также интервью с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В ходе анкетирования мы выяснили, что при возникновении трудностей с самоопределением учащихся, у них есть возможность пройти консультацию с учителями, школьным психологом или пройти дополнительное анкетирование и профориентацию, об этом заявляют 78% опрошенных учителей. 100% опрошенных педагогов утверждают, что в учебном заведении проводится психолого-педагогическая диагностика учащихся, с целью определения степени их удовлетворенности выбранными учебными планами и обучения по ним. Для более успешного прохождения обучения, старшеклассники могут всегда остаться на дополнительные индивидуальные занятия после уроков. В образовательном учреждении периодически отслеживается успешность прохождения учащимися обучения по индивидуальным учебным планам. Данный контроль осуществляют учителя (об этом заявляют 100% опрошенных педагогов), и руководители образовательного учреждения (78% опрошенных). Для более успешного прохождения учащимися обучения по индивидуальным учебным планам в образовательном учреждении формируются небольшие по количеству учащихся учебные классы/группы (89%), обеспечивается хорошая материально-техническая база (44%), а также консультации со специалистами. Опрос старшеклассников показал, что основными консультантами в вопросах, касающихся обучения, являются классный руководитель (32% опрошенных) и директор (40% опрошенных), к которым учащиеся могут обратиться в любое время. В 12% случаев в подготовке учащихся к переходу на обучение по индивидуальным учебным планам принимал школьный психолог. Основными участниками данного процесса выступали школьные учителя. 96% учащихся посещают кружки и элективные курсы в образовательном учреждении, при этом большинство учащихся (68%) оценивают свою загруженность учебными дисциплинами как большую. В целом, 62% опрошенных старшеклассников оценивают свои учебные результаты на «хорошо» и «отлично». Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся удовлетворены процессом обучения по индивидуальным учебным планам. Он учитывает их интересы и потребности, сохраняя устойчивый интерес к учебной деятельности. Педагогический состав также ведет работу по совершенствованию процесса обучения по ИУП. В лицее проводится диагностика, направленная на определение степени удовлетворенности учащихся процессом обучения и осуществляется анализ ее результатов.

В настоящее время перед школами стоит задача сформировать готового к саморазвитию учащегося, способного самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, а также выбирать и строить индивидуальную траекторию образования. Построение индивидуальных учебных планов и образовательных траекторий требует серьезной подготовки задолго до начала обучения в X классе. Приняв решение, обучаться в старших классах по индивидуальным образовательным траекториям, учащийся должен быть готов к несению ответственности за свое будущее, а также быть морально и психологически готов к выбору области получения дальнейшего образования. Помощь учащемуся должна оказываться педагогическим составом, школьными психологами и руководителями школы. Индивидуальная образовательная траектория сделает процесс обучения более интересным и продуктивным. Он будет соответствовать особенностям и интересам учащегося, что, в свою очередь, повысит успеваемость и степень удовлетворенности учебной деятельностью.

 

Список литературы:

1. Алексаншина И.Ю., Кривых С.В. Индивидуальный учебный план как максимальная степень профилизации обучения / И.Ю. Алексаншина, С.В. Кривых // Образование в современной школе. – 2009. – №10. – С. 9–14.

2. Анцупов С.В., Богданова Т.Н., Иваненко Е.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова // Школьные технологии. – 2009. – № 1. – С. 116–121.

3. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор организации обучения / Р.Бессолицына, А.Ходырев // Директор школы. – 2009. – №4. – С. 58–63.

4. Гормин А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А.Гормин // Директор школы. – 2007. – №1. – С. 69–73.

5. Стерлягова Е.В. Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам / Е.В. Стерлягова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 40–45.

6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

 

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»