Психолого–педагогическое сопровождение гиперактивных детей в начальной школе




Эверстова Марианна Борисовна

педагог–психолог
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №31», Республика Саха (Якутия), г. Якутск


Аннотация: В статье описывается коррекционно развивающая работа с гиперак-тивными детьми младшего школьного возраста. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Ключевые слова: гиперактивность, младший школьник, коррекционная работа, родители, программа, сопровождение.




Библиографическое описание: Эверстова М.Б. ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.137-139


Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.

Есть некоторые критерии первичной оценки проявлений гиперактивности у ребенка: во - первых, ребенок не может контролировать свое поведение, т.е. он постоянно импульсивен, во – вторых, очень высокая двигательная активность, а в – третьих, лихорадочный, беспорядочный характер движений. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач – невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Работа по сопровождению младшего школьника с гиперактивностью должна проводиться комплексно. Необходимым моментом коррекции гиперактивности служит изменение окружения ребенка в школе и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

Программа коррекции в школе может включать:

Создание положительной мотивации, ситуаций успеха. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь; усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются; в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами; при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

Обучение ребенка релаксации. Задача этого направления коррекции – научить гиперактивного ребенка расслабляться, понимать структуру собственного тела. Во время релаксации мы пытаемся, как можно дольше концентрировать внимание ребенка только на отдыхе. На этой стадии необходимо донести до ребенка что расслабление – это не работа. В этот момент не надо ничего делать и не надо себя контролировать. Задача ребенка научиться быть спокойным не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

Коррекция негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.

Развитие навыков межличностного взаимодействия. Задача этого направления работы – обучить детей эффективным навыкам социального взаимодействия с окружающими. Также на этом этапе дети учатся контролировать собственные эмоции и поступки.

Работа с родителями гиперактивного ребенка. Главное на этом этапе – донести до родителей простую мысль: необычность поведения их детей – не результат дурного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят. Родители должны понять, что ребенок ни в коей мере не виноват. Что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебаний настроения родителей оказывает на гиперактивного ребенка гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей.

В работе с гиперактивными детьми могут быть использованы следующие методы: чтение литературных произведений с последующим их анализом; проигрывание и разбор конкретных ситуаций взаимодействия; игры, обучающие сотрудничеству, и пр.

Необходимыми условиями успешности сопровождения ребенка с гиперактивностью являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Взрослый должен быть готов к длительной работе, хотя при должном подходе первые результаты могут стать заметными достаточно скоро.

 

Список литературы:

1.   Алфёров А.Д., Психология развития школьника. Ростов – на – Дону «Феникс», 2000 год. – 87 с.

2.   Варга А.Я., Психологическая коррекция нарушений общения детей, младшего школьного возраста // Семья в психологической консультации // Москва, 1990 год. – 112 с.

3.   Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., Возрастная и педагогическая психология, педагогическое общество России, Москва – 2001 год. 115-126 с.

4.   Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников – Москва, 1991 год. 26-31 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»