+7 989 669 15 15



Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий через механизм госзакупок




Гончарова Ольга Юрьевна

доцент
Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы , г. Ростов-на-Дону


В статье рассматриваются проблемы и перспективы повышения эффективности государственной поддержки российского малого предпринимательства в рамках совершенствования механизма госзакупок.

Ключевые слова: малое предпринимательство; государственное регулирование предпринимательства; госзакупки; федеральная контрактная система.




Библиографическое описание: Гончарова О.Ю. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМ ГОСЗАКУПОК [Текст] // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 –С.26-29


Рынок государственных закупок, являясь инструментом государственного регулирования, играет важную роль в экономике.[1, С. 29] В совокупности, закупки государственного сектора в России - это около 13 триллионов рублей ежегодно, что составляет примерно пятую часть всего внутреннего спроса. Госзакупки оказывают значимое влияние на темпы роста экономики, создают спрос, способствуют развитию производства, конкурентной среды, инновационных процессов, являются одним из важнейших механизмов поддержки предпринимательства, в том числе, малого и среднего. О значимости и востребованности данного механизма для развития малого бизнеса в современных условиях свидетельствуют и результаты опроса предпринимателей, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) в 2015 году. По мнению более чем половины опрошенных наиболее значимым для развития предпринимательства в современных условиях является совершенствование системы госзакупок, а именно: усиление общественного контроля, упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к участию в госзакупках, увеличение доли малого бизнеса в государственном заказе. [2] Механизм госзакупок может сыграть большую роль в преодолении стагнации российского малого предпринимательства, в разрешении проблем данного сектора экономики, в реализации стратегии его развития до 2030 года, в соответствии с которой планируется: [3]

-     увеличить в 2,5 раза оборот предпринимательского сектора;

-     повысить вдвое производительность труда малого и среднего бизнеса;

-     увеличить долю занятых в данном секторе экономики сотрудников до 35% от общего числа работающего населения в России;

-     повысить долю малого и среднего бизнеса в ВВП России, как минимум, в 1,5 раза;

-     увеличить долю граждан, планирующих открыть свой бизнес в течение ближайших трех лет, более чем вдвое и т.д.

Необходимо отметить, что впервые возможность участия малых предприятий в госзакупках была предусмотрена федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Была установлена обязательная доля субъектов малого предпринимательства в федеральных, региональных и муниципальных закупках – не менее 10 % общего годового объема закупок.

В 2012 году начата реализация так называемых «дорожных карт», одна из которых представляла собой план мероприятий, призванных расширить доступ малого бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 867-р). Завершить реализацию «дорожных карт» планировалось к 1 декабря 2015 года.

Потенциал госзакупок в рассматриваемый период был достаточным для того, чтобы обеспечить работой сотни тысяч малых предприятий (он оценивался почти в четырнадцать трлн руб., или 21% ВВП страны, из которых около шести трлн руб. приходилось на закупки органов государственной власти и местного самоуправления, остальное – на закупки государственных компаний и естественных монополий).[4] Однако реализован данный потенциал был далеко не полностью – доля субъектов малого предпринимательства составляет около 7% общего годового объема закупок.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который предусматривают обязанность заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок. Помимо этого, рассматриваемый федеральный закон предусматривает ряд преференций для малых предприятий в рамках контрактной системы (снижение максимального размера обеспечения заявки до 2%; обязанность государственных и муниципальных учреждений оплачивать услуги подрядчиков – субъектов малого предпринимательства не позднее, чем за 30 дней с даты подписания закрывающих документов; право заказчика установить требование к поставщику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и др.) Вместе с тем, основная проблема заключается в том, что к настоящему моменту контрактная система сформирована не более чем на 60%, оставшиеся же 40% будут поэтапно вступать в силу вплоть до 1 января 2017 г.[5] За этот период предстоит решить ряд сложнейших задач, связанных с созданием Единой информационной системы в сфере закупок, оптимизацией системы контроля в сфере закупок, повышением эффективности поддержки малого бизнеса и отечественных производителей и др.

В антикризисном плане предусмотрены следующие меры поддержки малого бизнеса в сфере госзакупок:

-     увеличение вдвое предельных значений выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства;

-     введение обязательной квоты для государственных компаний на закупку товаров (работ, услуг) у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Последняя мера вызвала неоднозначную реакцию. Наряду с аргументами «за» (малый бизнес получит доступ на рынок, потенциал которого – около трлн руб., данная мера будет способствовать демонополизации данного рынка, снижению издержек госкорпораций, а, следовательно, цен и тарифов) приводятся и аргументы «против» (состояние малого бизнеса, его отраслевая структура, необходимость учета специфики конкретной отрасли, необходимость одновременного внедрения сертификации качества закупок, что позволит гарантировать качество поставок субъектами малого предпринимательства).

Еще более неоднозначную реакцию ученых и предпринимательского сообщества вызывает законопроект, подготовленный ФАС РФ, о внесении поправок в закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и КоАП РФ, в соответствии с которыми норма об обязательном квотированиина закупку товаров (работ, услуг) у субъектов малого и среднего предпринимательства будет распространена на ряд предприятий негосударственного сектора. Аргументы сторонников данного законопроекта сводятся к тому, что потенциал этого сегмента предприятий огромен (совокупная выручка примерно полутора тысяч компаний, подпадающих под действие данного законопроекта, превышает 56 трлн руб.), существует соответствующий зарубежный опыт (например, в США, существует обязательная квота на закупки товаров и услуг у субъектов малого бизнеса для компаний, чьи активы достигли определенного размера), создавая спрос на продукцию малого бизнеса, государство тем самым содействует развитию конкуренции. Аргументы противников связаны с возможными увеличением нагрузки на крупный бизнес, появлением новых коррупционных схем и административных барьеров, а, в конечном счете, к росту издержек и стоимости продукции.

Кроме того, в конце 2015 года общественный совет Министерства промышленности и торговли одобрил представленный «Деловой Россией» проект создания региональных промышленных кластеров МСБ на базе производственных площадок госкомпаний. Реализация данного проекта позволит создать в течение ближайших десяти лет примерно 150 новых промышленных кластеров, что позволит существенно повлиять на структуру спроса на продукцию малых предприятий, создать условия для внедрения инноваций.[6] Достижению этой цели также призвана способствовать предлагаемая Министерством экономического развития норма об обязательной закупке инновационной продукции (с 2016 г. доля закупок инновационной продукции должна составлять не менее 2% общего объема закупок, из них - 1% должны составлять закупки инновационной продукции у субъектов малого бизнеса. Через два года эти показатели предполагается увеличить до 5% и 2,5% соответственно).

Не менее важно обеспечить решение таких проблем, как:

-     постоянные изменения законодательства в сфере закупок;

-     отсутствие доступной системы обучения предпринимателей для участия в закупках;

-     затратность размещения заявки;

-     проблема обеспечения заявки. Необходимо развитие механизмов банковских гарантий, тендерного кредитования, факторинга;

-     недостаточная эффективность институтов противодействия коррупции;

-     отсутствие обязанности уплачивать НДС в рамках специальных налоговых режимов приводит к потере субъектом малого предпринимательства покупателей-плательщиков НДС. В этой связи целесообразно продумать возможность возвращения НДС для малых предприятий и др.

Создание в нашей стране эффективной системы стимулирования предпринимательства через механизм госзакупок позволит реализовать его потенциал для решения задач инновационного развития, модернизации экономики, изменения ее отраслевой структуры, импортозамещения, в полной мере использовать его антикризисный потенциал.

 

Список литературы:

1.   Плотникова, И.В. От системы государственных закупок к федеральной контрактной системе: рыночные и административные механизмы/ И.В. Плотникова//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.-2013.-№ 24.-С. 29-37.

2.   Инвестклимат запутался в «дорожных картах»: бизнес не одобряет госзакупки, стройку и таможню [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// рспп.рф. /news/view/7947, свободный. – Загл. с экрана.

3.   Малому бизнесу придумали стратегию развития до 2030 года//Ведомости.-2015.-15 октября. - № 3939.

4.   Квота для кого-то [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.klerk.ru/boss/articles/404349/, свободный. – Загл. с экрана.

5.   Госзакупкам не хватает плана//Ведомости.-2015.-5 августа.- № 3888.

6.   Малый бизнес пристроят в кластеры//Коммерсантъ.-2015.-20 ноября.-№ 214.- С. 2.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.