+7 989 669 15 15



Различные формы учебной деятельности первоклассников на уроках математики




Дуванова Булгун Валерьевна и др.

студентка
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», г. Элиста


Аннотация: В условиях реализации новых федеральных образовательных стандар-тов начального общего образования перед учителем ставится задача поиска новых форм активизации учебной деятельности младших школьников. В данной статье авторы рассматривают сущность основных форм учебной деятельности учащихся на уроке математики в 1 классе (фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной).

Ключевые слова: младший школьник, учебная деятельность, урок математики.




Библиографическое описание: Дуванова Б.В., Ользятиева Э.А., Хазыкова Т.С. РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.33-36


Основным требованием общества к школе в современных условиях является формирование личности, умеющей самостоятельно творчески решать задачи. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей играет математика. Математические знания позволяют учащимся критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения и свои убеждения. Математика позволяет систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Обучение математике в первом классе основывается на конкретных образах и представлениях. И на первый план у первоклассника выходит учебная деятельность.

Учебная деятельность как педагогическая категория была исследована такими учеными, как Краевский В.В., Лернер И.Я., Щукина Г.И. (вопросы совершенствования и оптимизации учебного процесса); Давыдов В.В., Эльконин Д.Б (вопросы развития младших школьников через повышение теоретического уровня содержания образования); Лернер И.Я., Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Скаткин М.Н. (вопросы использования проблемного обучения). Особый интерес представляют работы Марковой А.К., Щукиной Г.И., где рассматриваются вопросы отношения учащихся к учебной деятельности.

В процессе обучения в начальной школе формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. В младшем возрасте учебная деятельность является главной и ведущей видом деятельности. Если учебная деятельность осуществляется систематически, то это способствует возникновению и развитию у учащихся начальных классов основных психологических новообразований. Содержание учебной деятельности в начальной школе имеет свою специфику - вводятся элементарные теоретические знания, прежде всего понятия числа и слова [2]. В течение всего образовательного процесса в начальной школе у учащихся младших классов появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

Любая деятельность носит явный или неявный предметный характер и направлена на творческое созидание какого-либо материального или духовного продукта. Все сказанное прямо относится к тому, что следует называть учебной деятельностью. Учебная деятельность - это вид педагогической деятельности, целью чего является человек.

Учебная деятельность весьма специфична. Ее предметом является совокупность необходимых знаний и умений пользоваться ими. Таким же образом, предметом учебной деятельности является ученик.

В основу теоретической концепции о формах учебной деятельности учащихся положена трактовка учебной деятельности школьников, которая представлена в психологии. Элькониным Д.Б и Давыдовым В.В., а именно: «учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий... Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие» [1].

В условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов начального общего образования требование обновления содержания начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования становится актуальным [3]. В связи с этим, перед учителем ставится задача поиска новых форм активизации учебной деятельности младших школьников.

Рассмотрим сущность основных форм учебной деятельности учащихся на уроке математики в 1 классе (фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной).

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся - это такой вид деятельности, при которой все ученики одновременно выполняют одинаковую общую для всех работу, всем классом обсуждают и обобщают ее результаты.

Фронтальная форма учебной деятельности учащихся на уроке заключается в том, что учитель дает всему классу одинаковые задания, тем самым ставя перед ними определенную цель. Учащиеся выполняют задания непосредственно под наблюдением и руководством учителя, который на данном этапе урока взаимодействует только с некоторыми учащимися поочередно. Действия же остальных учащихся носят изолированный характер, выполняются по образцу, заданному учителем или каким-либо учащимся, например, вызванным к доске. Подводятся итоги деятельности некоторых учащихся. Достоинство фронтальной формы организации учебной деятельности:

- воспитывает в учащихся чувство коллективизма;

- позволяет обучаемым рассуждать;

- формирует устойчивые познавательные интересы;

- учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса;

- ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей.

Урок математики в 1 классе. Тема урока: «Число и цифра 7»

    Считай-ка:

−   до 10 и обратно, до 20 и обратно

−   назови последующее число…

−   назови предыдущее число….

−   назови соседей числа…

−   какое число стоит между числами

 

5+1 3+2+1 6
4-2 6-3-1 2
6-5 4+2-5 1
5-2 5+1-3 3
2+2 6-1-1 4
4+1 3+3-1 5

 

−   расположите ответы в порядке возрастания

−   назовите числа, сумма которых равна 6

−   назовите числа, разность которых равна 3

−   выбери числа, которые можно поставить в окошечко, чтобы получилось верное неравенство > 3; < 5

Коллективная форма учебной деятельности учащихся на уроке математики заключается в том, что учитель дает всему классу общее задание, удовлетворяющее определенным требованиям. Общая цель достигается путем вовлечения учащихся в обсуждении задания, выдвижения ими гипотез и проверки ее на конкретных примерах или обобщения ранее приобретенных знаний. Данная форма стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты. Коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей. Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение динамических парах или парах сменного состава.

Групповая форма учебной деятельности учащихся на уроке состоит в том, что учитель дает каждой группе «общее» задание, которое выполняется коллективными усилиями всех членов группы. Учитель поочередно работает с каждой группой, оказывая им необходимые виды помощи.

Например, поработайте в группах, найдите неверные решения и исправьте их с объяснением и проверкой.

67 – 18 = 49

28 + 25 = 43

42 – 36 = 5

63 + 27 = 80

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, результат этих усилий, и его оценка касаются не только ученика, но и всей группы, действия учащихся при индивидуальной форме учебной деятельности полностью изолированы от действий других учащихся и от учителя. При этом учащиеся могут выполнять на уроке различные виды заданий.

Индивидуальная работа. Найди нужный ответ.

Взаимопроверка

6 + 2                       7 8 9                      6 + 2 = 8

7 – 4                        3 4 5                     7 - 4 = 3

2 + 3                        5 6 7                     2 + 3 = 5

9 – 3                        7 6 5                     9 – 3 = 6

0 + 5                        5 6 7                     0 + 5 = 5

Таким образом, применение различных форм учебной деятельности (фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной) является эффективным средством активизации младших школьников на уроке математики. Учет выделенных существенных признаков, характеризующих различные формы учебной деятельности учащихся на уроке, позволяет четко определить сущность каждой формы деятельности, дать их классификацию по степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.

 

Список литературы:

1. Давыдов, В.В. Основные проблемы развития школьников в процессе обучения / В.В. Давыдов. – М.: 1973.

2. Павлова, В.В. Компетентностный и деятельностный подходы в проектировании урока математики / В.В. Павлова, Н.С. Сытина, М.А. Алексеенко // Начальная школа. – 2013. - №2. – С. 11-17.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России, - 2009. - № 2. - С. 47

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»