РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ




Дмитриева Наталья Александровна

доцент кафедры социальной педагогики,педагогики и психологии начального образования,Поволжская государственная социально-гуманитарная академия г. Самара

В статье рассматривается понятия «исследовательская позиция», «исследовательская деятельность» «исследовательское поведение», «исследовательская активность», «исследовательское реагирование», указана их взаимосвязь. Представлены основные направления работы по развитию исследовательской позиции учащихся начальной школы.

Ключевые слова: Ключевые слова: исследовательская позиция,исследовательская деятельность,исследовательское поведение,исследовательская активность,исследовательское реагирование.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Изменения, происходящие в современном мире, неразрывно связаны с требованиями, предъявляемыми обществом к каждому его представителю. Востребованной на рынке труда считается активная, креативная личность, способная видеть проблемы, самостоятельно их решать, выстаивать индивидуальную траекторию развития. Все это возможно благодаря хорошо развитой исследовательской позиции личности.

Исследовательская позиция представляет собой целостное, интегрированное, упорядоченное психическое образование, обеспечивающее не только готовность к новому опыту, но и умение человека выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и о мире [4]. Исследовательская позиция проявляется и развивается в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность базируется на биологических предпосылках, к которым можно отнести исследовательское поведение, исследовательское реагирование и исследовательскую активность. Рассмотрим каждое из этих понятий.

Исследовательское поведение - одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека [3; 30]. Исследовательское поведение проявляется в стремлении к освоению нового во всех без исключения видах деятельности. Исследовательское поведение является источником личностного развития и саморазвития. Основой механизма исследовательского поведения, по мнению, А.И. Савенкова, являются два типа реагирования на внешние условия: автоматизированное и исследовательское реагирование. Автоматизированный тип реагирования регулирует поведение организма в стандартных ситуациях, а исследовательское реагирование активизируется в нетипичной или проблемной ситуации и сопряжено, мы считаем, с творческим началом личности.

Исследовательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств. Такое определение можно сформулировать на основе анализа работ А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Д.Б. Богоявленской. Исследовательская активность понимается как развивающийся способ освоения действительности посредством обследования объекта, поиска и изучения неизвестного, формулирования гипотез, проблем, который имеет своим результатом приобретение знаний и индивидуального опыта взаимодействия с ней [4].

Исследовательская активность и исследовательское поведение, как неосознанное исследование, свойственны любому человеку. Но для осуществления исследовательской деятельности человеку недостаточно проявлять исследовательскую активность и поведение, необходимо придерживаться социокультурных норм, так как исследовательская деятельность человека носит осознанный, целенаправленный, выстраиваемый культурными средствами процесс [2].

Таким образом, исследовательская деятельность базируется на биологических предпосылках, но развивается под влиянием социальных факторов и условий жизни личности. Рассмотрев все вышеизложенные понятия, определим их взаимосвязь. Исследовательская позиция является основанием исследовательской активности личности. Исследовательская активность лежит в основе исследовательского поведения и является его двигателем. Исследовательская активность и исследовательское поведение, в свою очередь, рассматриваются как основание исследовательской деятельности. Таким образом, для осуществления исследовательской деятельности у человека должна быть развита исследовательская позиция, и, соответственно, развитие исследовательской позиции возможно посредством осуществления человеком исследовательской деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что исследовательская позиция в отечественной психологии рассматривается в контексте решения образовательных задач, как составляющая исследования (А.С. Обухов), в контексте творческого развития личности, как фактор, который обеспечивает развитие одаренности человека, (Н.Б. Шумакова), как «внутреннее условие», которое позволяет человеку проявлять активное исследовательское отношение Д.Б. Богоявленская).

Исследовательская позиция рассматривается как комплексная личностная характеристика, проявляющаяся в следующих аспектах: готовность к исследовательскому реагированию в нетипичных ситуациях; поливерсионное видение мира; самостоятельность суждений как способность выходить за рамки общепринятых стереотипов; осознанное и целенаправленное овладение специальными социокультурными способами осуществления исследовательской деятельности; рефлексия как возможность выходить за рамки ситуации и самого себя [1].

Таким образом, сформированная исследовательская позиция позволяет человеку видеть и выделять проблемы окружающего мира, эффективно их решать, выстраивать индивидуальную траекторию своего дальнейшего жизненного пути.

В обучении исследовательская позиция проявляется в следующих основных показателях: в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью; в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели; в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания [5].

Для развития исследовательской позиции учащихся начальной школы нами была разработана программа. При разработке программы, направленной на развитие исследовательской позиции ребенка, мы исходили из определения этого понятия, данное А.С. Обуховым и проявлений исследовательской позиции, выделенных Н.Б. Шумаковой. В частности, на основе работ вышеперечисленных авторов, мы выделили направления работы с учащимися для развития исследовательской позиции. Так, мы считаем необходимым сформировать у учащихся потребность в поиске и нахождении нового знания, опыта, способность находить необходимую информацию об окружающем мире, уметь осознавать и выстраивать свой мыслительный процесс, уметь действовать в ситуации неопределенности, недостаточности информации, владеть продуктивными способами познания действительности.

Реализация программы предполагает работу в двух направлениях:

1)       психологическая помощь учителю в осуществлении эффективного взаимодействия с учащимися, способствующего развитию исследовательской позиции личности. Психологическая помощь осуществлялась в просветительской работе. Просветительская работа проводилась в форме лекции-беседы. Лекционные занятия затрагивали теоретические положения, касающиеся исследовательской позиции. На них обсуждались следующие вопросы: понятие исследовательской позиции личности, ее составляющие компоненты; возможности развития исследовательской позиции учащихся в образовательном процессе; личностные особенности учителя, способствующие развитию исследовательской позиции учащихся; особенности проведения исследовательской деятельности с младшими школьниками.

В заключительной части занятия учителю было предложено выполнить индивидуальное задание рефлексивного характера: проанализировать особенности своей профессионально-педагогической деятельности и выделить факторы, способствующие и препятствующие развитию исследовательской позиции учащихся.

2)       развитие исследовательской позиции у учащихся в соответствии со следующими направлениями работы: формирование у учащихся потребности в поиске и нахождении нового знания, опыта, способности находить необходимую информацию об окружающем мире, умения осознавать и выстраивать свой мыслительный процесс, умения действовать в ситуации неопределенности, недостаточности информации, владения продуктивными способами познания действительности.

Проведение развивающих занятий с учащимися начальной школы предполагало тренинговую работу и практическое выполнение исследовательских проектов.

Результаты диагностики, полученные по окончании развивающего эксперимента, свидетельствуют о том, что разработанная программа на развитие исследовательской позиции учащихся оказалась эффективной.

 

Список литературы:

  1.             Обухов А.С. Исследование как необходимая составляющая профессионально-личностного развития педагога в современном образовательном пространстве / А.С. Обухов // Третьи всероссийские шамовские педагогические чтения научной школы управления образованием. Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования. - М., 2011, - Т. 1 – 408 с.
  2.            Обухов А.С. Исследовательская позиция личности / А.С. Обухов // Интернет-портал исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.researcher.ru/issledovaniya/psihologiya_issl_deyat/a_3qqwzz.html
  3.              Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, взаимодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. М. - ПЭР СЭ, 2006. - 240 с.
  4.         Скотникова, А.М. Психологическая структура и типы исследовательской позиции: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. псх .наук / А.М. Скотникова. - М., 2008 - 23 с.
  5.           Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности / Н.Б. Шумакова. М., 2006. - № 10. - С. 3 - 9.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»