+7 989 669 15 15



РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ УСЛОВИЙ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ




Харлампьева Аграфена Александровна,

преподаватель, ГБОУ РС (Я) «ЯИПК», РС (Я) г. Якутск

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей студентов как один из важных условий овладения профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: Ключевые слова: речевая культура,профессиональная компетентность,способность,методы развития речевой культуры.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Одним из приоритетных направлений формирования профессионально-личностных качеств будущего специалиста является развитие речевой культуры. Развитие речевой культуры ориентирует студента не только на приобретение знаний, умений и навыков, но и на слежение за собственным профессиональным развитием в контексте культурологической концепции, где глобальная цель образования – человек культуры. Признание области профессиональной деятельности специалиста сферой повышенной речевой ответственности в настоящее время является бесспорным. Это означает, что в обществе сложились и продолжают складываться определенные требования, предъявляемые к речевому поведению педагога [2, с. 35].

Актуальность темы. В настоящее время проблема развития культуры речи студентов является чрезвычайно важной и актуальной. Ее значимость определяется целым рядом факторов.

Во-первых, речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными компетенциями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности как социального феномена.

Во-вторых, гуманитаризация современного образования предполагает развитие языковой личности, язык же является одним из главных инструментов этого развития.

В-третьих, настоящая социокультурная ситуация показывает значительное снижение уровня культуры речи молодежи. В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи на лексическом уровне, ее усеченность – на уровне построения высказывания, небрежность – на фонетическом и морфологическом уровне. Происходит явное снижение культуры речи в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении. Интенсивный рост англицизмов, употребление жаргона в последнее время в значительной степени определяет речевой портрет молодого россиянина начала ХХI века.

Цель: повысить качество профессиональной подготовки студентов путем формирования и развития культуры их профессиональной речи.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

1) выявить уровень речевой культуры студентов;

2) определить основные тенденции, принципы и языковые средства развития речевой культуры студентов;

3) создать учебно-методическое и технологическое обеспечение процесса развития речевой культуры студентов.

Объект: профессионально - речевая подготовка студентов.

Предмет: педагогическая система развития речевой культуры у студентов.

Гипотеза: процесс развития речевой культуры будет эффективным, если:

1) он осуществляется в рамках педагогической системы, строящейся на основе единства процессов развития и саморазвития, что позволит проследить динамику развития речевой культуры;

2) преподаватель рассматривает развитие речевой культуры у студентов как одно из приоритетных направлений своей педагогической деятельности;

Не только дисциплины гуманитарного цикла, но и спецдисциплны предоставляют студентам возможность развить познавательные способности, эстетический вкус, формировать ценностное ориентации.

С другой стороны, изучение гуманитарных и спецдисциплин способствуют обогащению речи, формируют ценностные отношение к языку. С другой стороны, ориентация на развитие культуры речи способствует повышению качества знаний в области данных дисциплин.

Первым условием создание положительной мотивации студентов к развитию культуры речи за счет стимулирования рефлексивных процессов - реализуется с использованием методов самоанализа, самооценки, взаимоанализа и взаимооценки, аудирования. Самоанализ и оценка собственной речи способствует развитию умений студента оценивать свою речь с точки зрения ее культуры. Данный метод может стать сильным мотивирующим фактором, с помощью которого возникает установка на самообразование в области культуры речи, формируются его цель и задачи. В то же время, для того, чтобы понять собственный опыт, необходимо всматриваться в опыт других и соотносить его с собственным. В связи с этим на занятиях «Язык Саха» нами использовались методы взаимоанализа и взаимооценки речи студентов.

Вторым педагогическим условием выступает вовлечение студентов в процесс дискуссионно-аналитического общения. Большинство современных исследователей отмечают, что дискуссии стимулируют активность и самостоятельность суждений, инициативу, обогащают духовно, позволяют более глубоко вникнуть в морально-этические и политические проблемы, способствуют развитию логики мышления и, что особенно актуально для нашего исследования, культуры речи. Например, на занятиях «Язык саха», «Инновационный менеджмент» использовала дискуссию. Групповая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. В процессе дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе обучаемый получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания [1, с. 65].

Третьим условием эффективного развития культуры речи студентов в процессе изучения дисциплин рассматривается ориентация преподавателя на выработку у студентов навыков анализа текста и создания собственного речевого произведения. Текст играет важную роль в развитии культуры речи человека. Мысль известного отечественного психолога о том, что развитие речи человека основывается прежде всего на развитии и совершенствовании механизма эквивалентных замен. Суть этого механизма, заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам. Такое приведение к эквивалентности может быть названо переводом. Согласно теории, чтобы развить механизм эквивалентных замен, необходимо учитывать следующее [3, с. 112 ]:

- словарный запас человека должен накапливаться не только в процессе коротких обыденных разговоров, но и в процессе анализа и построения связного продуманного текста, «в котором надо контролировать и отбор слов, и грамматические конструкции, и, главное, зависимости предметных смысловых связей»;

- в процессе работы над речью необходимо формировать критическое отношение к отбору и сочетанию слов, стремиться к поиску слов, адекватных замыслу высказывания;

- при восприятии текста следует добиваться понимания его общего смысла и передачи его «путем перевода на свои слова».

Четвертым педагогическим условием выступает расширение среды образцового речевого общения на основе разнообразия форм воспитательной работы во внеучебное время. Внеучебная деятельность по расширению среды речевого общения представляет собой организованные и разнообразные виды, формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. К основным видам внеаудиторной работы по организации речевого общения относятся сеть творческих кружков (художественного слова, театральный) клубы по интересам (литературная гостиная), проведение конкурсов (ораторов, чтецов), праздников (день письменности), разнообразных тематических вечеров читательских конференций.

Таким образом, речевая культура студента важное условие подготовки к профессиональному общению и педагогической деятельности.

 

Список литературы:

1. Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: дисс. канд. псих. наук. – Новосибирск, 2000. – 191 с.

2. Абдуллина O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России, 2003. № 3. – С. 47-51.

3. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»