+7 989 669 15 15



РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 9-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ




Данильченко Ольга Витальевна

Тренер-преподаватель по художественной гимнастике, МБОУ ДОД СДЮСШОР № 1 г. Сургут, Тюменская обл., ХМАО-Югра

В данной статье затрагивается тема развития координационных способностей в художественной гимнастике девочек 9-11 лет. Автором предложена примерная программа тренировочных средств для развития КС, а также примерное распределение времени на общую и специальную координационную подготовку среди других видов подготовки гимнасток, %.

Ключевые слова: Ключевые слова: художественная гимнастика,координационные способности,техническая подготовка,упражнения с предметами,временные и пространственные параметры,общая и специальная подготовка гимнасток,подвижные игры. Равновесие,виртуозность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков. [1]

Все это предъявляет высокие требования к уровню развития КС, которые в свою очередь определяют возможности юных гимнасток осваивать достаточно сложные технические элементы. Особенно высокие требования предъявляются к дифференцировочным способностям, разновидностями которых являются временные и пространственные способности человека

Чтобы рационально и эффективно осуществлять процесс развития и совершенствования КС необходимо знание основных особенностей, присущих гимнасткам экстра-класса. Модель сильнейшей гимнастки определяет наиболее существенные показатели - модельные характеристики. Существенной частью модели сильнейших спортсменок являются показатели, отражающие уровень физических, психофизиологических, технико-тактических и других качеств, в том числе КС, определяющих результат в художественной гимнастике. [1]

Согласно требованиям правил соревнований любое исполнение какого-либо действия характеризуется его качеством. Качество проявляется в виртуозности исполнительского мастерства, в основе которого лежат способности гимнастки к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. В художественной гимнастике управление двигательным действием определяется техникой владения предметом и телом и определяется как виртуозность исполнения. [5]

Виртуозность - это сверх техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением КС:

  • способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений;
  • способность к ориентированию в пространстве;
  • способность к сохранению равновесия, способность к чувству ритма;
  • способность к произвольному расслаблению мышц;
  • согласованность движений.

 В художественной гимнастике выделяют две группы КС: двигательные способности и специализированные восприятия. [5]

Содержание двигательных способностей в художественной гимнастике детерминируется ловкостью, прыгучестью, гибкостью и двигательной координацией. [3]

Ловкость - способность быстро и легко овладеть новыми движениями (быстро обучаться), осознанно выполняя движения, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение. [2]

Способность к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию, выше названных способностей, основаны преимущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятий, выступающих нередко в сочетании со зрительным и слуховым анализаторами. В спортивной деятельности под точностью движений понимают качество двигательного акта, реализованное соблюдением заранее установленной системы характеристик. [1]

Главная задача координационного совершенствования – обеспечение широкого базиса (фонда усвоенных двигательных умений и навыков) и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей. [3]

Чтобы успешно её решить, детей в первую очередь обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из которых можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них является группа обще подготовительных координационных упражнений.

В качестве средств воспитания двигательно–координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия.

Однако по мере того, как действие становится привычным и всё больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится всё менее трудным в координационном отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений – важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно – координационные способности.

Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подвижных игр. [3]

Л.П. Матвеев (1991) предлагает воспитание двигательно - координационных способностей идя по двум основным линиям:

1) Первая линия реализуется непосредственно в процессе разучивания новых двигательных действий, путём последовательного решения новых двигательных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений.

2) Вторая линия в методике воспитания двигательно – координационных способностей характеризуется введением фактора необычности при выполнении действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений. [4]

В процессе технической подготовки гимнасткам необходимо не только овладеть сложной координацией движений, но и научиться сохранять её в различных изменяющихся условиях, что имеет большое значение в их спортивной деятельности.

Гимнасткам необходимо систематически выполнять новые, всё более сложные, упражнения в различных условиях.

Для развития координации движений используются танцевальные движения, акробатические и гимнастические упражнения. Но лучшим средством служат упражнения художественной гимнастики, особенно с предметами, а также элементами танца, которые способствуют развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С этой же целью включаются в занятия упражнения в поворотах. [1]

С целью воспитания КС на учебно – тренировочных занятиях ставят гимнасток в новые, непривычные для них, условия: изменяют основное направление, выполняют упражнения с другой ноги и в другую сторону. Меняют форму привычных предметов: дают мяч большого размера; скакалку – более короткую или более длинную, изготовленную из другого материала; обруч – легче или тяжелее, с большим или меньшим диаметром; ленту - длиннее или шире; палку – тяжелее и короче; при исполнении силовых упражнений применяют отягощения.

Изменяют обычные условия, тем самым заставляя гимнасток преодолевать возникающие трудности. Например, при упражнениях статического равновесия уменьшают площадь опоры, увеличивают количество вращательных движений, доведя их до максимума, выполняют упражнения в равновесии в очень медленном, а другие в очень быстром темпе и др.

При изучении элементов акробатики полезно гимнасткам выполнять упражнения на полу без ковра, а по мере овладения техникой исключать страховку и помощь. [3]

В качестве развития КС предлагается игровой и соревновательный методы. Одним из важных условий в занятиях с юными гимнастками является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентами которой является гибкость и координация движений; в художественной гимнастике большое внимание по сравнению с остальными двигательными качествами уделяется развитию гибкости и координационных способностей, т.к. эти качества имеют решающее значение в достижение высоких спортивных результатов; благодаря целенаправленному развитию гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений – наклонов, равновесий, прыжков, волн.[5]

При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсменки значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями.

В основу программы развития КС у гимнасток 9-11 лет были положены комплексы упражнений на согласование движений различными частями тела; а также упражнения в необычных исходных положениях; на точность воспроизведения движений по параметрам пространства и времени; на быстроту реакции; упражнения с различными предметами (табл.2).

Предложенная программа тренировочных средств для развития КС в учебно-тренировочном процессе при систематическом применении данных средств и методических приемов повышает точность выполнения двигательных действий гимнасток.     

Список литературы:

1. Белокопытова Ж.А. Оценка соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации: Метод. рекомендации /Ж.А. Белокопытова. - К., 1992. - 28с.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А. Бернштейн. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288с.

3. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике /Л.А. Карпенко //Культура физическая и здоровье. - 2007. - №4. - С.45-49.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П. Матвеев. - М.: Прогресс, 2001. - 324с.

5. Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки спортсменок на уровне достижений в художественной гимнастике /Т.В. Нестерова //Современный олимпийский спорт и спорт для всех: XI междунар. науч. конгресс: в 4 ч. - Минск, 2007. - Ч.1. - С.182-185.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.