Развитие культуры исторического мышления на основе медиагер-меневтических технологий




Давыдова Наталья Владимировна

преподаватель
Центр психолого-медико-педагогического сопровождения детей и подростков «Дом солнца», Россия, г. Климовск


Аннотация: В статье иллюстрируются возможности использования художественных мультфильмов для развития культуры исторического мышления подростков на основе медиагерменевтических технологий Н.Б. Ковалевой.

Ключевые слова: историческое мышление, понимание мультимедиа, медиагерменевтика, идентичность, мировоззрение.




Библиографическое описание: Давыдова Н.В. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕДИАГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.176-178


Развитие культуры исторического мышления как основы идентичности и мировоззрения школьников – важная цель образования [1]. Задачи формирования метапредметных способностей и получения личностных результатов в контексте формирования исторического мышления осложняются в большой мере тем, что современный ребенок и взрослый, «говорят» на разных языках – языке письменного текста, понятного и наполненного смыслом для взрослого, и «картинки» – визуального, зрительного послания, которая отражается ребенком лишь поверхностно. Одной из наиболее эффективных технологий развития способностей понимания, формирования мышления и культуры речи, а также мировоззренческих идеалов и идентичности является медиагерменевтика Н.Б. Ковалевой [2], в которой задаются психолого-педагогические принципы и методы эффективного использования художественных медиаобразцов в образовательных программах, в том числе по истории. При этом, включение мультимедийных образцов в учебное занятие требует специального сценирования ситуации работы с ним и передачи учащимся позиционных способов понимания мультимедиа. Несмотря на то, что рядом исследователей [2-5] интеграция анимационного кино и современного образовательного пространства определяется как одна из важнейших задач, выбор мультфильма в качестве одного из средств развития исторического мышления встречается крайне редко. Почему?

Надо отдавать себе отчет в том, что педагог, решающийся использовать мультипликационный материал на уроке истории, скорее всего, столкнется с проблемой понимания, а точнее, неготовностью и отсутствием культуры и способов понимания анимационного фильма учащимися [2]. Несмотря на то, что современный человек буквально «окружен» анимационными образами (рекламными роликами, телевизионными сюжетами, героями компьютерных игр и т.д.), язык мультипликации не освоен не только детьми, но и взрослыми, что само по себе не является специфической, «предметной» задачей. Выделение таких базовых основ фильма, как слово, изображение, звук, и специфических категорий: времени, пространства, движения – позволяет сформировать определенный уровень зрительской культуры, поднимающей за собой еще один очень важный педагогический аспект. Как показывает Н.Б. Ковалева и А.И. Дьяконова [3], приобщение к высоким образцам жанра выступает как способ своеобразного противостояния упрощенным и уплощенным формам массовой, потребительской культуры, обеспечивая через мультипликацию вхождение в контекст культуры как национальных, так и общечеловеческих ценностей. Это служит важным фактором развития исторического мышления, культура которого полагает не столько информированность учащихся и сколько формирование позиционного отношения к событиям и фактам на основе нравственных принципов и убеждений.

Использование различных киноматериалов в контексте изучения Великой Отечественной войны достаточно широко входит в практику преподавания. Мой выбор пал на малоизвестный 10-минутный мультфильм режиссера Кулубека Боконбаева «Сильные духом крепче стены». Фильм был выпущен в русско- и киргизскоязычной версиях. Его выпуск был приурочен к столетию киргизского советского поэта Джоомарта Боконбаева и 65-летию победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, премьера фильма в России в целом осталась незамеченной. Но в Интернет–пространстве фильм вызвал активные обсуждения и отнюдь не в «детской» аудитории. Вот некоторые выдержки из обсуждений: «Удивительно поэтичный и одновременно трагичный…. Фильм ясен и пронзителен в своей простоте…. Этот фильм необходимо увидеть каждому из нас, каждому из живущих на так называемом «постсоветском пространстве». Для меня фильм служит напоминанием о том, как, «смерти не страшась, спасти мой дом, и мой очаг, и Родину мою». Были и те, кто счел фильм «пропагандистским», «под видом благородного поступка внедряющим идею самопожертвования» и т.д.

В центре повествования – старый солдат-красноармеец, рассказывающий в окопе своим товарищам некую историю, легенду, о жившем некогда весело и благополучно мирном народе – казахах: «Но настал день, когда вторглись к ним несметные полчища вражеской армии. Порубили они немало воинов и мирных жителей, посевы потоптали, жилища сожгли, красавиц в плен увели. Собрались тогда казахи на совет: как оборониться от следующих нападений, как построить стену, которая выдержит удары врага и спасет народ? Начали возводить каменную постройку – но она и двух атак не простояла, развалилась. Решили тогда умилостивить духов золотом, но и золото не помогло – стена вновь рухнула. Тогда появился древний старец, совет которого всех ошеломил. Он сказал: «Чтобы стена стало крепкой и могла выдержать натиск врага, надобно в нее живого человека замуровать. К тому же такой человек должен добровольно на это решиться». В тягостной затянувшейся тишине вдруг раздался звонкий голос: подросток-сирота, выросший без отца, воспитанный одной матерью, вызвался быть замурованным. Он был тверд в своем решении, что даже рыдающая мать не смогла его остановить. Как ни просила его отказаться - стоек был мальчик…. И тогда открылись внутренние очи матери – поняла она красоту поступка сына, – и сама стала со слезами замуровывать сына, готового пожертвовать жизнью за свой народ. Прав оказался старец: его пример пробудил могучую силу народного духа и тогда смогли, казаки, смокнув ряды, создав живую стену, отразить наступление и выкинуть врага из своей отчизны. Ведь в войне выигрывает тот, кто сильнее духом».

Древняя легенда послужила фоном описанию героических событий 1941 года. Мультфильм, работа над которым заняла 3 месяца, рассказывает о подвиге дивизии генерала Панфилова в битве под Москвой. В составе 316-й стрелковой дивизии, впоследствии 8-ой гвардейской, сформированной в городе Алма-Ата Казахской ССР, были представители 34 национальностей:

Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Защитникам Москвы посвятил эти строчки поэт И. Иванов.

И как тут не вспомнить исторические примеры национальной воинской доблести («Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя») и русскую пословицу о семье: «Братская любовь пуще (лучше) каменных стен».

Таким образом, пространство «знания» обретает через понимание метафоры и художественного образа новое нравственное измерение. А вместе с ним и историческую глубину, и высший смысл. Главное же способы понимания, того, как, через какие поступки и выборы совершается история, что превращает исторический факт в действительное историческое событие, и почему важна историческая память.

Введение медиагерменевтических технологий Н.Б. Ковалевой для работы с художественными образцами при изучении исторического материала создает основу для решения одной из самых важнейших задач современного образования – создания образовательной среды, способствующей освоению культурного достояния и формирования социокультурной идентичности подростков [3,5]. Безусловно, это требует большого труда и развития новой квалификации самих педагогов.

 

Список литературы:

1.  Волошина О.И. Некоторые размышления об особенностях исторического сознания современных подростков // Будущее нашего прошлого: мат. науч. конф. Москва, 15–16 июня 2011 г. / отв. ред. А.П. Логунов; Рос. гос. гуманит. ун-т, Фак-т истории, политологии и права, Каф. истории и теории ист. науки. М., 2011. C. 79–89.

2.  Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. – 2014. № 4. – С. 64-72.

3.  Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при МГУ: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3.М.: Когито-Центр, 2015. C. 31-33

4.  Колбышева С.И. Анимационное кино в современной образовательной среде // Медиаобразование, 2010. № 1. C 44-52.

5.  Федоров А.В. Обладает ли современная молодежь стихийно сформированным высоким уровнем медиакомпетентности? // Медиаобразование, 2014. № 2. С. 82-89

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»