Развитие музыкального мышления на примере методики В.В. Кирюшина: к вопросу эмоционально–образного развития личности




Подшибякина Маргарита Викторовна*
Игнатова Людмила Степановна**

преподаватель*
Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова, г. Волгоград
директор, хормейстер**
Авторская театрально-хоровая школа «Деолия», г. Волгоград




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Подшибякина М.В., Игнатова Л.С. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ В.В. КИРЮШИНА: К ВОПРОСУ ЭМОЦИОНАЛЬНО–ОБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ [Текст] //Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 19-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 13 марта, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 46-47


Как добиться живого интереса к музыке у детей, привлечь их к слушанию музыки, понимать её содержание и характер? Этим целям отвечает Методика [в дальнейшем для краткости Методика - прим. Авт.] эмоционально – образного развития личности ребёнка Владимира Викторовича Кирюшина. «Препятствием к полноценному развитию являются две вещи. Первая – непонимание, что такое полноценное развитие ребёнка собственными родителями, которые никак не могут дойти до уровня папы и мамы. Они пока являются только родителями - это совершенно разные вещи. Вторая - система образования страны, которая напрочь выкинула развитие ребёнка, воспитание его. Даёт только голые знания, т.е. она развивает 1/5 часть многомерного интеллекта, не касаясь ни воображения, ни творчества, ни памяти предков, ни ритмического воспитания. И главное, не касаясь таких вещей, как совесть, ум, честь. То есть душа человека. Вот это препятствие!!!» [1].Какие основные составляющие формируют Методику Кирюшина. Во-первых - музыкальные мифы-сказки, которые состоят из 40 иллюстрированных книг написанных в прозе и в стихах, в них осваивается вся музыкальная грамота, теория, а также азы гармонии. Методика соединяет в себе сразу нескольких видов искусств: литературного творчества (мифы-сказки создавались с участием детей), музыки, изобразительного искусства (на основе эмоциональных характеристик дети рисовали героев сказок и их рисунками оформлены «мифы»). Во-вторых – все музыкальные понятия, элементы музыкального языка одушевлены [в помощь к мифам-сказкам созданы Песни-правила с различными сюжетами, их около 150-ти - Авт.]: каждый интервал, аккорд имеют свой характер, своё имя. В - третьих, помимо мифов-сказок и песен-правил в методике используются интонационные упражнения«…упражнения сочинялись для того, чтобы помочь быстрее освоить музыкальный язык и приобщиться к творчеству. Если человек осваивает музыкальный язык, он начинает на нём мыслить» [1]. [Практическая работа над упражнениями показала хорошие результаты в развитии музыкального мышления, абсолютного слуха и памяти, не только у детей и подростков, но и у взрослых, не имеющих навыков музыкального образования. - Авт.] Кирюшин говорит о необходимости упражнений следующие: «…чтобы можно было соединить две части интеллекта: левое полушарие, которое отвечает за слова (там ребёнок поёт названиями нот. Это слова. Это вербальность.) и правое полушарие, когда он чувствует музыкальное оформление и представляет его, т.е. воображает и чувствует. Между полушариями благодаря этим упражнениям, можно сделать такой мостик, когда соединяются нейроны одной части головного мозга с другой. И, в результате, мозг становится постепенно совершенно другим. Не только для музыки он становится другим, а он становится другим для освоения очень сложных вещей» [1]. Аудио записи мировой музыкальной классики (350 примеров) в исполнении лучших музыкантов мира «…были проанализированы несколько тысяч музыкальных произведений разных веков, разных народов. Было выявлено 128 формул, которые встречаются из века с век...», «…я же капнул до 9 века примерно: то, что сохранилось в музыкальных записях. И попытался выявить вот этот инвариант. И тогда до меня дошло: и в 9 веке, и в 8, и в каком угодно это слушали и родители, прабабушки, и прапрабабушки, и, значит, генетически уже это сидит в каждом человеке. Здесь идёт резонанс. Вот идёт резонанс – идёт активизация жизненных процессов» [1].

Используя на занятиях методику Эмоционально-образного развития ребёнка, все музыкально-теоретические знания дети легко осваивают в течении полугода [речь может идти о теории на уровне колледжа - Авт.].

«…Если с детства ребёнок гармонизован, если он способен, если он в будущем будет потреблять тонкие энергии, а не питаться только картошкой и хлебом, то он обязательно продлит свою жизнь» [1]. В дальнейшем эти знания и навыки шлифуются и у каждого ребёнка вырабатывается навык абсолютного мышления, который базируется на ладовом восприятии. Каждый ребёнок сознательно и свободно ориентируется в построении и пении различных элементов музыкального языка. В работе по Методике создаются такие условия воспитания и обучения детей, которые будят интеллект, способствуют стремлению к саморазвитию, воспитывают мыслящих, свободных людей, активных личностей. И это возможно через эмоционально-образное осознание мира. Восстановление устойчивых связей между половинками мозга - основная задача гармоничного воспитания по Методике В.В. Кирюшина. «Расширение и прочистка нейронных путей, дорожек, по которым проходят нервные импульсы от одной половинки мозга к другой» [1]. «Дети, которые прошли через эти аудио записи и через подобные занятия, это — 40 докторов наук (моих старших учеников), 200 кандидатов наук и, как побочный материал для меня — 3,5 тысячи музыкантов-профессионалов» — утверждает «мифолог» Кирюшин [1]. Кстати, о музыке. Тот, кто когда-нибудь пел в хоре, знает, какое чувство единения возникает при этом. Хоровое пение объединяет и право - и левополушарных, поскольку в это время левое ответственно за слова, а правое за мелодию. «Поющий человек перестаёт быть едино полушарным, и большая масса единоличников превращается в единомышленников» [1].

 

Список литературы:

1.   Из интервью с В.В. Кирюшиным (запись 01.01.1995 года) Программа просветительского фонда "Диалог". Студия "Пролог". Программа "Акценты".

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»