РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО У СТУДЕНТОВ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. ЗНАЧЕНИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО




Лаубган Наталья Евгеньевна*, Адамбекова Гульнара Аскаровна**


Жамбылский гуманитарный колледж им. Абая, г. Тараз

*преподаватель теоретических дисциплин
**преподаватель хоровых и теоретических дисциплин


В данной статье рассматриваются вопрос о специфике преподавания предмета сольфеджио для студентов без музыкальной подготовки, акцентируется внимание на интонационные упражнения.

Ключевые слова: Ключевые слова: гамма,интервал,интонация,слух,память,упражнения,устойчивые ступени,октава,аккорды.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


На музыкальном отделении Жамбылского гуманитарного колледжа им. Абая на отделение народных инструментов наряду с детьми с музыкальной подготовкой, принимаются дети и без музыкальной подготовки. Учащиеся колледжа в течении четырёх лет обучения должны пройти учебную программу в объёме детской музыкальной школы и музыкального училища.

Развитие музыкального слуха у детей с низким уровнем развития музыкально-слуховой способности, детей - «непоющих» или детей- «гудошников», определило проблему исследования -изучение условий формирования музыкально-слуховых представлений и правильной певческой интонации у детей с неразвитым слухом и голосом.

Изучение музыкально-теоретических дисциплин в большей степени зависит от организованности, желания, способностей самого ученика.

Сольфеджио - дисциплина практическая, предполагающая выработку ряда практических навыков. В содержание курса входят разные формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: интонационные упражнения, анализ на слух, диктант, чтение с листа.

Сольфеджио - это могучее средство развития музыкальности. Музыкальный слух - явление сложное, состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха. Ощущение фонической окраски аккордов, восприятие множества звуков как единого целого, чувство строя, ансамбля и функциональных связей, вместе составляют гармонический слух Интонационный слух - один из важнейших компонентов музыкальных способностей. Его свойство - способность воспринимать, запоминать и воспроизводить звуки разной высоты. Для точного и свободного интонирования большое значение имеет ощущение линии развития мелодии, охват её графического рисунка: плавное движение вверх или вниз, повторение звуков на одном месте, смена направления движения, опевание одного звука, ширина скачка и т.д. Поэтому, работая над развитием интонационного слуха, следует укреплять связь между зрительными, пространственными представлениями и их звуковым воплощением, развивать умение слушать и оценивать качество пения.

Для развития чувства метроритма большую пользу имеет тактирование, отражая ощущение темпа и размера, равномерную пульсацию сильных и слабых долей (выделяется сильная доля- направление руки всегда вниз, каждая доля получает свою фиксированную «точку»).

При развитии гармонического слуха нужно научить понимать гармонию, а для этого нужны теоретические знания. Полезно как можно больше играть аккорды и вслушиваться них, в их функциональную связь.

В методике работы над чувством голосоведения необходимо:

1. Вырабатывать способность - фиксировать внимание.

2. Научить учащихся мысленно сводить звуки разных регистров к тесному расположению, внутренне пропевать. Применять пение последовательностей аккордов вертикально.

3.Большое значение имеет слушание, анализ на слух, письменные и устные диктанты, пение в хоре.

4. Полезно подбирать на инструменте знакомые мелодии, или подбирать аккомпанемент к диктанту.

В предмете сольфеджио большое значение имеет практика в работе. Я считаю, что преподаватель должен найти такие методы и приёмы, которые способствовали бы быстрому и всестороннему развитию слуховых и интонационных навыков у учащихся. По моему мнению, курс сольфеджио нужно начинать с выработки вокально–хоровых навыков. На начальных уроках студенты могут петь уже знакомые песни, чтобы преподаватель мог выявить чистоту интонирования и ритмические способности, музыкальную память и диапазон студентов. С первых же уроков следует обращать внимание на чистоту интонирования студента и наличие музыкального слуха. Очень часто бывает, что у детей отсутствует координация между тем, что он слышит, и тем, что поёт; или слабо развиты слуховые навыки, или может быть « плавающая, грязная» интонация. При отсутствии координации очень полезно найти звук, который студент поёт чисто, и отталкиваясь от него, шаг за шагом, постепенно, развивать диапазон. Такие упражнения нужно проводить в индивидуальном порядке.

Главной целью на уроках сольфеджио является необходимость приучить учеников безотрывно слушать себя при пении- точности высоты звука, качество звука. Нельзя допускать, чтобы дети пели громко, кричали. Большое значение имеет слуховое восприятие, которое вырабатывает навык слушать, узнавать, запоминать, воспроизводить звук. Велика роль интонационных упражнений:

1. Распевка: пение гамм (это, по своей сути, сложное упражнение), которое следует начинать с небольших попевок в пределах кварты или квинты; при пении гамм нужно следить за дыханием и брать его не в хаотичном порядке, а равномерно по тетрахордам; следует петь гамму, акцентируя устойчивые ступени; повторяя устойчивые ступени дважды, а неустойчивые один раз; пение ступеней в ладу, опевание главных ступеней с верху вниз и снизу вверх, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводных звуков. Возможно гармоническое сопровождение, чтобы студенты привыкали к звучанию разных функций.

Рекомендую, сразу же слушание ступеней в ладу. Следует чередовать работу индивидуальную с каждым студентом и коллективную.

2. Интервалы. Очень эффективное упражнение- пение интервалов в пределе октавы от ч1 до ч8 ( до-до; до-ре бемоль; до- ре; до-ми бемоль; до-ми и т.д.)

Наиболее распространенная «интервальная» система. Она основана на изучении интервалов от любого звука вверх и вниз и рассматривает мелодию как сумму интервалов.

На протяжении всего курса сольфеджио - пение интервалов от звука и в ладу.

3. Пение трезвучий, позже (на два или три голоса).

Основа работы - acapellа. Возможны приёмы гармонической поддержки при пении.

Без системной, регулярной работы над интонацией невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как чтение с листа, запись диктанта, пение двухголосия.

4. Читка с листа – навык, требующий постепенной выработки и систематических занятий. Пение интервалов интервалов даёт возможность правильно интонировать в любой тональности и активно развивает представление о строении диатонической мелодии, что имеет особое значение при чтении с листа. Основы работы: развитие чистоты интонирования, большое значение имеет настройка, предварительный анализ, тактирование, внутреннее слышание написанного, правильное выполнение группировок, метод забегания вперёд.

5. Музыкальный диктант, главными задачами которого является: формирование и развитие аналитической способности слуха, музыкальной памяти, внимания, фокусирование внутренних слуховых представлений, способности к осмысленному запоминанию, скорости слуховой реакции, умения грамотно записать слышимое. Следует начинать с наипростейших мелодических отрывков.

6. Слуховой анализ. Систематично , каждое занятие рекомендую проводить слуховой анализ либо в устной, либо в письменной форме (даёт ещё и закрепление теоретических знаний): внутритональный или от звука.

Таким образом, в основную задачу курса сольфеджио должны входить не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческого и активного отношения к ней,тем более у студентов , не имеющих музыкальной подготовки. Иначе занятия сольфеджио превратятся в некую самоцель, не будут служить общей и главной задаче музыкального образования - всемерного развития творческой личности и воспитания всесторонне образованного, культурного музыканта.

 

Список литературы:

1. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986.

2. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/сост. Шатковский Г.И. - М., 1986.

3. Малахова, И. А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант/ И. А. Малахова. -Ч. 1. - Минск, 2002.

4. Теплов, Б. М. Вопросы художественного воспитания Б. М. Теплов. - М.-Л., 1947.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»