В военных училищах с первых дней их основания была организована и постоянно совершенствовалась воспитательная работа с юнкерами. Важной составной частью воспитательной работы в училище было умственное воспитание. Задания умственного воспитания заключались в развитие ума, дополнение начальных общих знаний в военном деле, развитие познавательных способностей, изобретательности и смекалки.
М. Драгомиров утверждал, что теория не может рекомендовать, как точно действовать, но самым ловким является тот военный, который благодаря теории, хорошо знает боевые свойства и местность. Теория дает общую формулу, а как воспользоваться этой формулой в конкретном случае, как ее применить – дело человека [4, с. 7–8]. В то же время педагог осуждал слепое подражание теории, требовал от офицеров гибкости ума и воли, самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. Педагог пренебрежительно относился к зубрежке и постоянно требовал развивать любознательность, военную смекалку, интерес к обучению [3].
Познавательные способности юнкеров развивались на основе правил Тейта:
1) способности развиваются с помощью упражнений на соответствующих примерах;
2) внешний мир познается с помощью органов чувств. Предметы, явления окружающего мира служат мотивами, на которых способности упражняются;
3) привычки образуются от повторения одних и тех же действий. Привычка к вниманию и сосредоточенности способствует всему процессу воспитания;
4) способности становятся выражение, если юнкера упражняются добровольно. Основной принцип: независимость – это почва воспитания;
5) прочность и сила способностей, и стремление выполнять упражнения увеличивается в зависимости от увеличения количества упражнений;
6) чем раньше способности развиваются к правильной и здоровой деятельности, тем они будут крепче и сильнее выраженными [2, с. 188–189].
Таким образом, в военных училищах развивали основные компоненты познавательных способностей – интеллект, восприятие, ум, волю, военную смекалку.