Развитие познавательных способностей у юнкеров военных училищ начала хх века




Перцов Александр Владимирович

соискатель Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко, Украина, г. Кировоград

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития познавательных способностей у юнкеров военных училищ начала ХХ века.

Ключевые слова: история военного образования, военное училище, юнкера, познавательные способности.




Библиографическое описание: Перцов А.В. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНКЕРОВ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ НАЧАЛА ХХ ВЕКА [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.17-18


В военных училищах с первых дней их основания была организована и постоянно совершенствовалась воспитательная работа с юнкерами. Важной составной частью воспитательной работы в училище было умственное воспитание. Задания умственного воспитания заключались в развитие ума, дополнение начальных общих знаний в военном деле, развитие познавательных способностей, изобретательности и смекалки.

М. Драгомиров утверждал, что теория не может рекомендовать, как точно действовать, но самым ловким является тот военный, который благодаря теории, хорошо знает боевые свойства и местность. Теория дает общую формулу, а как воспользоваться этой формулой в конкретном случае, как ее применить – дело человека [4, с. 7–8]. В то же время педагог осуждал слепое подражание теории, требовал от офицеров гибкости ума и воли, самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. Педагог пренебрежительно относился к зубрежке и постоянно требовал развивать любознательность, военную смекалку, интерес к обучению [3].

Познавательные способности юнкеров развивались на основе правил Тейта:

1)  способности развиваются с помощью упражнений на соответствующих примерах;

2)  внешний мир познается с помощью органов чувств. Предметы, явления окружающего мира служат мотивами, на которых способности упражняются;

3)  привычки образуются от повторения одних и тех же действий. Привычка к вниманию и сосредоточенности способствует всему процессу воспитания;

4)  способности становятся выражение, если юнкера упражняются добровольно. Основной принцип: независимость – это почва воспитания;

5)  прочность и сила способностей, и стремление выполнять упражнения увеличивается в зависимости от увеличения количества упражнений;

6)  чем раньше способности развиваются к правильной и здоровой деятельности, тем они будут крепче и сильнее выраженными [2, с. 188–189].

Таким образом, в военных училищах развивали основные компоненты познавательных способностей – интеллект, восприятие, ум, волю, военную смекалку.

 

Список литературы:
1.  Бобровский, П.О. План учебной части в юнкерских училищах / П.О. Бобровский. – СПб.: Типография и литография С. Степанова. – 1867. – Вип. 2. – 109 с.
2.  Бобровский, П.О. Юнкерские училища: в 3 т. / П.О. Бобровский. – СПб.: Я.А. Исаков, 1873.– Т. 2., Ч.3: Обучение и военное воспитание юнкеров. – 685 с.
3.  Драгомиров М.И. Курс тактики для г. офицеров Учебного пехотного баталиона / М.И. Драгомиров. – СПб.: Тип. А.П. Червякова, 1867. – 362 с.
4.  Драгомиров, М.И. Тактика / [Сост. ген.-майор Драгомиров, под ред. полк. К. Левицкого]. – СПб: печ. В.И. Головина, 1872. – Ч. 1 – 23 с.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»