Развитие самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья




Телешева Ирина Александровна

старший преподаватель ГАУ ДПО РБ «БРИОП» г. Улан-Удэ

Аннотация: Основной целью образования детей, независимо от их возможностей здоровья, является создание благоприятных условий для развития полноценной лично-сти. Для достижения этой цели необходимым является изучение влияния условий разви-тия ребенка на его психологическое и психическое здоровье. Необходимым так же становится исследование факторов, которые способны усложнять процесс обучения детей или делать его более успешным. Одним из таких немаловажных факторов является влияние самооценки учащегося на процесс целенаправленного получения знаний.

Ключевые слова: психологическое и психическое здоровье, самооценка, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями, гиперопека, коррекционная работа.




Библиографическое описание: Телешева И.А. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.106-107


Актуальность данной проблемы выявляет необходимость проведения коррекционной работы по формированию позитивного самосознания и самооценки у детей с инвалидностью. Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.1

Самооценка является адекватной, если человек способен критически и правильно оценивать свои возможности. Неадекватная завышенная самооценка наблюдается у людей, которые думают о себе лучше, чем они есть на самом деле, переоценивают себя и свои возможности. Диаметрально противоположной характеристикой обладает неадекватная заниженная самооценка.

На протяжении длительного времени проблему самооценки рассматривали как зарубежные ученые (Д.Г. Мид, К.Р. Роджерс, У. Джеймс и др.), так и отечественные научные деятели (Л.С. Выгодский, И.И. Чеснокова и др.). На сегодняшний день, недостаточно раскрытой является проблема исследования самооценки детей-инвалидов. А она, в свою очередь, играет главную роль в интеграции индивидов в общество. Принятие и осознание своих ограниченных возможностей формирует у них неадекватную заниженную самооценку, которая порождает чувство неполноценности и неуверенности в себе.

С раннего детства дети с ОВЗ сталкиваются с повышенным вниманием к дефектам их внешности другими, посторонними, людьми. Это способствует формированию замкнутости, скрытой депрессии, снижения фона настроения, негативной оценки себя и собственных перспектив, скованности и пассивности. Это часто приводит к мыслям суицидального характера, формируется комплекс неполноценности.

Прямое влияние на самооценку личности так же имеет волевая активность ребенка. Деятельность, требующая собранности, повышенной внимательности и организованности способна вызвать у учащегося затруднения. К факторам, оказывающим влияние на волю ребенка, можно отнести характер заболевания, личное отношение ребенка к самому себе и своему диагнозу. Слабость воли может напрямую зависеть от семейного воспитания, от уровня беспокойства членов семьи за ребенка, от их слепой гиперопеки.

Проблема детей-инвалидов заключается в их изолированности от общества, в несоответствии требований, предъявляемых этим обществом.

В ходе взросления дети с ОВЗ начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей снижен. Это приводит к формированию сниженной самооценки, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Результатом этих процессов становится социальная пассивность индивида и сужение его активного жизненного пространства.

Таким образом, самооценка формируется под воздействием представлений о самом себе. Наиболее благоприятные условия для формирования и развития у человека самооценки образуются в школьном возрасте.

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Д.И. Фельдштейна. Москва.;Прогресс, 1986. – 420с.

2. Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Коверзнева И.А., Игнатович В.Г. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: МИУ, 2010

3. Макарова И.В. Психология.-Москва: ЮРАЙТ, 2004.- 190 стр.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»