Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Следовательно, главным направлением развития современной школы является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании. Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная Богом. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Выявление одарённых детей - это всегда сложный длительный процесс. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов. Переход к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной основе. Бесспорно, что с реализацией нового стандарта общего образования одновременно должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В современной школе должны уважать личность ученика, с ним занимаются на уроках и в системе внеурочных занятий. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Учителю необходимо создать ситуацию успеха у учащихся. Для этого необходимо использовать различные приёмы, позволяющие избежать однообразной, механической работы на уроке.
Список литературы:
Монографии, диссертации:
1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 96с.
2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.- 80 с.
3. Касперская О. В. Система работы с одаренными детьми. Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.
4. Николаева Е.И. «Воспитать одаренного ребенка. Как? Изд- во Питер 2013.- 210 с.
.