Анализ содержания спортивной дисциплины «Гимнастика» показал, что все прыжки подразделяются на две группы: неопорные (простые) и опорные прыжки. В первую группу входят: прыжки на месте на обеих и на одной ноге с различными поворотами и движениями, хлопками и др; прыжки со скакалкой, с дополнительной опорой и т.п. Ко второй группе прыжков относятся опорные прыжки, являющиеся одним из сложных и интересных гимнастических упражнений.
Под опорными прыжками понимается гимнастическое упражнение, выполняемое прыжком с толчком руками о снаряд, через снаряд, поставленный в ширину или в длину. Опорные прыжки выполняются через различные гимнастичес кие снаряды, в основном через козла и коня, установленных в ширину и в длину. Кроме того, их можно выполнять и через «не стандартное» гимнастическое оборудование [1,с.54].
Особую трудность для обучающихся, в выполнении гимнастических упражнений школьной программы составляют именно опорные прыжки. Это связано с необходимостью перенесения собственного веса тела через снаряд в безопорном положении [2,с.48].
Они является достаточно сложным гимнастическим упражнением, требующим разносторонней подготовки школьников, в том числе и психологической, так как успешное выполнение данного упражнения требует проявления таких качеств как смелость и решительность.
Для успешного проявления данных волевых качеств необходима качественная разносторонняя подготовка к выполнению прыжка и в случае если одно из направлений подготовки «отстает» обучающийся оказывается не в состоянии выполнить данное упражнение, или, выполнив его и испытав неудачу (падение) не решается на последующие попытки. В связи с этим большое значение, на наш взгляд, играют хорошая техническая, физическая и психологическая подготовка школьников к выполнению данного упражнения.
Опираясь на данные научно-методической литературы и результаты анкетирования школьников для преодоления страха у детей перед выполнением опорного прыжка и обретения ими уверенности в своих силах, мы расширили перечень подводящих упражнений, способствующих освоению тех фаз прыжка, которые в большей степени у школьников вызывают затруднения - толчек руками и полет.
В урок вводились задания, являющиеся для школьников рискованными, соответственно выполнение, которых способствует адаптации к данным условиям и развитию смелости и решительности. Основу данных заданий составляли упражнения прыжкового характера. Ряд заданий выполнялись с ограничением зрительного контроля. Так же нами обращалось внимание на обеспечение адекватной страховки на всем протяжении разучивания упражнения; создание благоприятного психологического климата во время освоения опорного прыжка ноги врозь через козла.
После реализации педагогического эксперимента выявлено статистически значимое (р≤0,05) увеличение среднего значения баллов по сумме трех тестовых упражнений (прыжок в глубину с завязанными глазами с верхней рейки гимнастической стенки на маты (1 попытка со страховкой и на маты уложены в два слоя; вторая попытка без страховки, маты уложены в два слоя; прыжок в глубину с гимнастической стенки с высоты 6 рейки в обруч, находящийся в 1 м от пола (1 попытка со страховкой (за плечо и внизу при приземлении) и на маты уложены в два слоя; вторая попытка без страховки, маты уложены в один слой; опорный прыжок ноги врозь через козла в ширину. Высота снаряда 110 см (1 попытка со страховкой и на маты уложены в два слоя, высота снаряда 100 см; вторая попытка без страховки, маты уложены в один слой, высота снаряда 110 см) в обеих попытках и уменьшение разницы между средним количеством баллов в попытках со страховкой и без страховки, что свидетельствует об усилении проявления смелости и решительности у школьников.
Список литературы:
1. Журавин, М.Л. Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. - М.: Академия, 2002. - 448 с.
2. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: учеб.для студ. высш. учеб. Заведений/ П.К. Петров. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 448 с.