РАЗВИТИЕ СРЕДЫ ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УЛУЧШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА




*Буз О.В., **Гришанова Н.Н.,

*к.э.н., доцент кафедры «Экономического анализа, статистики и финансов», Кубанский государственный университет; **консультант отдела реализации инновац. политики министерства стратег. развития, инвестиций и внешнеэкон. деятельности Краснодарского края

Актуальность темы определена часто поднимаемыми вопросами необходимости развития среды генерации знаний на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: Ключевые слова: среда генерации знаний,инновационное развитие,инновации,инновационная среда региона,инновационная деятельность,региональная инновационная система.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


На современном этапе развития России, вхождения ее в мировое экономическое пространство главным условием перехода к экономике нового типа, инновационной экономике, основанной на знаниях, является формирование современной региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний и получение экономически ощутимых результатов от инновационной деятельности в регионе.

«Инновационная система – это приводной механизм научно-промышленного развития современных государств. Ее главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла» – заявил в своем выступлении премьер министр РФ Д.А. Медведев [6].

Под инновационной системой подразумевается совокупность организаций, участвующих в инновационной деятельности, эффективно взаимодействующих друг с другом в процессе создания, распространения и использования инноваций (новых знаний).

Сегодня в России много говорится о путях и перспективах развития науки, в связи с тем, что от этого напрямую зависит появление инноваций. Однако часто за обсуждаемыми в СМИ, бизнес-сообществе и даже в научном сообществе стоит очень смутное и поверхностное понимание глубинной сути современных процессов добычи, аккумуляции, систематизации нового знания и способов эффективного функционирования всей генерацией знаний. За последние десять лет в науке, как и во многих других отраслях общественно-экономической жизни произошли существенные изменения, игнорирование которых может дорого стоить, как самим ученым, так и всему обществу, для которого они работают [4].

Как показано на рисунке 1, существенно выросли затраты из государственного бюджета на науку. Если в 2000 году это было 17 396,4 млн. рублей, в 2005 – 76909,3 млн. рублей, то к 2011 году, эта сумма выросла до 313899,3 млн. рублей (см. рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Расходы на гражданскую науку из средств федерального

 бюджета, млн. руб.[7]

 

Анализируя структуру затрат по видам работ, можно констатировать, что затраты на разработки из федерального бюджета выросли – в 6,7 раза. Если говорить в абсолютных показателях, то с 2000 до 2011 года затраты выросли с 51880,2 до 348366,0 млн. руб. Затраты на прикладные исследования выросли в 9,3 раза. С 12117,5 в 2000 году до 113096,8 млн. рублей – в 2011 году. Затраты на фундаментальные исследования выросли в 10,8 раза. С 9875,7 до 106924,0 млн. рублей (см. рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по Российской Федерации и видам работ, млн. руб. [7]

 

Однако, постоянный рост федерального финансирования научных исследований в последнее десятилетие не сопровождался увеличением их результативности, вероятно, это свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования.

На наш взгляд, дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих формирование необходимых стимулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ. Вместе с тем, необходима разработка программы фундаментальных научных исследований, как на федеральном, так и на региональном уровне, предусматривающей расширение потенциального состава ее исполнителей.

На примере Краснодарского края, рассмотрим затраты на научные исследования и разработки по субъектам Южного федерального округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Затраты на научные исследования и разработки

по субъектам ЮФО [7]

 

Не смотря на то, что на уровне Южного федерального округа, по данным Росстат, Краснодарский край занимает далеко не последнее место и затраты на научные исследования с 2007 года выросли в 1,3 раза, к 2011 году составили 3826,6 млн. рублей, до среднероссийского уровня, который составляет сумму в 76303,3 млн. рублей еще очень далеко.

 

 

 

Рис. 4. Затраты на научные исследования и разработки по субъектам РФ. [7]

В первую очередь отметим тот факт, что в современном мире наука стала не просто еще одной отраслью человеческой деятельности. Наука производит не только продукт – знания и информацию, но и средства производства – знания и информацию. Все большее количество сфер профессиональной деятельности человека требует для достижения успеха активного использования навыков исследовательской работы – маркетинг, разработка и дизайн потребительских товаров, торговля, образование, медицина, инженерное дело и т.д. Продукты и услуги не основанные на новом знании, практически обречены на провал.

Кроме того, стремительный рост научного знания, технологизация средств его производства, привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, необходимости разработки новых средств и подходов к интеграции новых знаний, полученных в разных отраслях, для получения комплексного видения любой проблемы – от лечения онкологических заболеваний, до решения проблем изменения климата или разработки новых технологий получения и передачи энергии. Мульдисциплинарность научных исследований – вызов 21 века, для ответа на который ученым, обученным и сформировавшимся в различных профессиональных сообществах, необходимо научиться «говорить на одном языке» [4].

Сегодня инновационная деятельность наряду с образовательной и научной является одним из важнейших задач современных высших учебных заведений. В основе взаимодействия ВУЗов с промышленностью лежит интеллектуальная собственность – ценнейший нематериальный актив ВУЗов, являющейся результатом их учебно-научной и технической деятельности. Одним из необходимых условий экономически эффективного использования интеллектуальной собственности является наличие активно действующей инновационной инфраструктуры в ВУЗах, особенно в области трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Рост капитализации компании.

 

Если рассматривать поддержку инновационной деятельности как систему, можно выделить две основных стадии, на которых находится предприятие: предпродуктовую стадию и продуктовую (рис.5). Наша позиция состоит в том, что на предпродуктовой стадии наиважнейшую роль выполняют ВУЗы и НИИ, как основные поставщики инноваций и бизнес-идей для дальнейшего формирования и развития производства и как следствие бизнеса.

Предпродуктовая стадия включает посевную стадию и стартап. На посевной стадии компания находится в процессе формирования, имеется идея или проект, идет процесс создания управленческой команды, проводятся НИОКР и маркетинговые исследования, определяется концепция бизнеса, происходит сбор начальных финансовых ресурсов, выполняется создание прототипа. Ресурсы на данной стадии развития обеспечиваются за счет личных средств собственников или предпринимателей, университетов, частных некоммерческих фондов и инкубаторов, прямо или косвенно государственными программами.

Следует отметить, что на предпродуктовой стадии особенно важную роль играет государственная поддержка, которая должна оказываться предприятиям в направлениях: гранды, фонды поддержки инновационных компаний, государственные целевые программы.

Под продуктовой стадией мы понимаем начальный рост, быстрый рост, подготовку к продаже и продажу компании.

Очевидна ведущая роль в процессе становления молодой компании государства в частности и инновационной системы региона в целом органов, осуществляющих государственную инновационную политику на региональном уровне.

Инновационная система региона представляет собой совокупность связанных между собой элементов – объектов инновационной деятельности, которые в процессе своей работы взаимодействуют друг с другом, формируют инновационное поле и требуют создания и постоянного обновления инновационной инфраструктуры региона.

Объектами инновационной системы являются промышленные предприятия, малые инновационные предприятия, научно-исследовательские институты (НИИ), высшие учебные заведения (вузы), технопарки, инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, органы поддержки инновационной деятельности.

В условиях становления и развития инновационной системы региона всё более явной и востребованной становится инновационная функция высшего образования и повышение роли среды генерации знаний в инновационном процессе. Вузы постепенно активизируют инновационную деятельность, участвуя в выполнении прикладных исследований по грантам федерального и регионального уровня, совместных проектах с НИИ, КБ, предприятиями инновационного бизнеса. Перспективными направлениями развития инновационной деятельности вузов являются создание технопарков, инновационных центров, технополисов на базе вуза, а также активизации взаимодействия с малым, средним и крупным бизнесом посредством выполнения хоздоговорных работ. Высшие учебные заведения определяют кадровый потенциал инновационного развития региона, а также способствуют продвижению инновационных идей и доведению их до конкретных производителей. С учётом маркетинговых исследований инновационного рынка вузы могут с большей эффективностью, чем другие субъекты инновационной системы, проводить исследования и осуществлять инновационные разработки, которые будут реализованы на практике.

Кроме того, цепочки «вуз – НИИ – предприятие» или «вуз – предприятие» дают возможность разрабатывать только те инновационные проекты, которые могут быть реализованы на предприятиях и которые будут профинансированы.

В последние годы, в следствии наметившейся тенденции к переориентации экономики с сырьевой на высокотехнологичную, возрос интерес государства к развитию среды генерации знаний. Разработана и утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

- увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 – 50 процентов к 2020 году (в 2009 году - 9,4 процента);

- увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 – 10 процентов в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 году;

- увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году (в 2008 году - 0,25 процента);

- увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 – 20 процентов к 2020 году (в2009 году - 12,7 процента);

- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 – 35 процентов к 2020 году (в 2010 году - 4,9 процента);

повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010 году - 1,3 процента), из них больше половины - за счет частного сектора;

увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов к 2020 году (в 2010 году - 2,08 процента);

- увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 4 ссылок к 2020 году (в 2010 году - 2,4 ссылки на статью);

- увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до 4 единиц (в 2010 году - 1 вуз);

- увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента);

- увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов.

Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание сектора исследований, разработок и генерации знаний в регионах, способного проводить фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям, востребованные российскими и международными компаниями.

Достижение конкурентоспособности научного комплекса в мировом масштабе требует решения целого ряда задач, включая:

- повышение качества кадрового потенциала;

- повышение эффективности сектора исследований и разработок, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций;

- наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях;

- развитие механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса.

Решение поставленных задач при существенном расширении за последние годы спектра используемых инструментов и механизмов развития среды генерации знаний требует значительно более четкой координации предпринимаемых на этом направлении усилий. Исходя из этого до 2020 года будут обеспечены:

- развитие конкурентоспособных университетов, где будет концентрироваться значительная часть компетенций в сфере прикладных исследований и разработок, в том числе за счет максимальной интеграции науки и образования, расширения взаимодействия вузов с компаниями и передачи вузам части компетенций ликвидируемых отраслевых научных организаций, а также направлений работ в компаниях;

- создание исследовательских центров, отработка различных моделей их организации, в том числе в рамках взаимодействия с ведущими вузами;

- расширение и развитие грантовой формы финансирования исследований с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение научно-исследовательских работ в сфере фундаментальной науки, а также персонализация финансирования научных коллективов и обеспечение возможности перемещения коллективов, реализующих проект, между организациями, в том числе создание ими новых компаний;

- расширение взаимодействия компаний реального сектора с организациями сектора исследований и разработок (институтами развития, исследовательскими подразделениями вузов, научными учреждениями государственных академий наук и другими научными организациями). Вместе с тем на повышение эффективности такого взаимодействия будет направлено расширение практики участия представителей вузовской и академической науки в научно-технических советах, экспертных советах крупных корпораций, а также участия ведущих компаний реального сектора в деятельности научных советов, других коллегиальных органов управления вузов и научных организаций;

- концентрация усилий в сфере прикладных исследований на приоритетных направлениях инновационного развития сектора исследований и разработок и российской экономики в целом.

Координация усилий по формированию эффективного сектора исследований и разработок в первую очередь в части создания опережающего научно-технического задела (прежде всего, на стадии, предваряющей коммерциализацию) и развития единой инфраструктуры сектора будет осуществляться в рамках разрабатываемой государственной программы «Развитие науки и технологий» [5].

В этой связи, бюджетная политика, в части обеспечения приоритетности инновационных расходов и определения параметров и траектории изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для развития среды генерации знаний, занимает ведущее место в инновационной политики в социально-экономической политике.

 

Список литературы:

1.   Анисимов Ю.П., Шапошникова С.В. Роль вузов в инновационном развитии региона / Инновационное развитие региона // ИнВестРегион.- 2008. - №1.

2.   Дьяченко О.Г., Карев С.А. Пути и проблемы коммерциализации ВУЗовских технологий // Инновации. – 2007. -№6.

3.   Ерлыгина Е.Г., Лонский Т.В. Роль университетских комплексов в региональной инновационной системе // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5 Вып. 1 (183).

4.   Ратнер С.В. Современные тенденции развития среды генерации знаний.

5.   Распоряжением Правительства Российской Федерации «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. – Режим доступа. – СПС «Консультант Плюс».

6.   Институт региональных инновационных систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.innosys.spb.ru.

7.   Данные Росстата. – Режим доступа : www.gks.ru

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»