Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования




Крайкина Татьяна Васильевна

воспитатель
МДОУ «Детский сад №19», Россия, г. Шуя


Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты развития творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, монотипия, набрызг, кляксография, тычкование.




Библиографическое описание: Крайкина Т.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.50-51


Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начинаться уже в дошкольном возрасте.

В концепции ФГОС в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.

Детство – очень важный период в жизни любого ребёнка. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и делаются первые шаги в творчестве. Поэтому самым доступным видом работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, которая создаёт условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе этого создается что-то необычное, красивое.

Опыт работы с детьми в детском саду показывает: рисовать необычными способами, используя при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей радостное настроение и положительные эмоции. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить возможности ребенка в рисовании, пробудить интерес к исследованию возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Нетрадиционные способы рисования, что же это такое?

Нетрадиционно - по «Толковому словарю» Т.Ф. Ефремовой. 2006г.

Не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

Не придерживаясь традиций. Следовательно, нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции.

Работать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения – это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила. В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад детей ставили в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это способствует развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, координации мелкой моторики пальцев рук.

Начиная с двух лет дети рисуют, пальчиками, ладошками.

В три года дети знакомятся с другими техниками рисования: оттиск пробкой, печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом).

В четыре года можно применять оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель.

В старшем дошкольном возрасте - кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия и др.

Широко используя различные нетрадиционные техники рисования подтвердилась гипотеза о том, что их использование вырабатывает у дошкольниковтолько положительные эмоции. Организация специальных занятий по нетрадиционной технике рисования способствует развитию творческих способностей, воображения и эмоциональной раскрепощённости детей.

 

Список литературы:

1.  Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование. – 2010 – №18-С.23

2.  Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка в 3 томах/ Ефремова Т.Ф. – 2006 –М.-Т-2.-С.124

3.  Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / Светлова И.А. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72 с.

4.  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки./ Фатеева А.А.-Ярославль: Академия развития - 2004. – С.96

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»