+7 989 669 15 15



Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста




Ведерникова Марина Леонидовна *
Тебенькова Анна Владимировна **
Яшина Валентина Васильевна ***

воспитатель *
воспитатель **
воспитатель ***
МБДОУ ДС №42 «Малинка», Россия, г. Старый Оскол


Аннотация: В статье рассказывается о создании необходимых условий для развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: творческие способности, воображение, дошкольный возраст.




Библиографическое описание: Ведерникова М.Л., Тебенькова А.В., Яшина В.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 19-21


«Именно творческая деятельность человека делает его

существом, обращенным к будущему, созидающим его

и видоизменяющим свое настоящее».

Л. С. Выготский

 

Дети и творчество – эти два понятия невозможно разделить! Все малыши любят рисовать, лепить, вырезать, творить – так они получают возможность передать свои мысли, чувства, то, что их действительно радует или волнует, что вызывает их неподдельный интерес. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе художественного творчества дошкольники испытывают разные чувства: радуются красиво получившемуся рисунку, огорчаются, если что-то не удается, стремятся преодолеть трудности или пасуют перед ними.

Понятие «творческие способности» включает в себя несколько составляющих – это и стремление к открытиям, и умение познавать, фантазия, активность, инициативность, умение находить нестандартное в привычных умениях и вещах, интуиция, способность к изобретательству, свобода воображения, умение на практике применять полученные знания и опыт и т.д. Творческие особенности личности проявляются уже в раннем возрасте. Взрослым необходимо создать условия для их развития, т.е. предоставить ребенку возможность проявить себя в различных видах деятельности.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов детской деятельности. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В.А. Сухомлинский писал, что «…чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Каждый из нас имеет творческие способности. Как же развить их в ребенке, чтобы он стал гармоничным, развитым и успешным человеком? Для этого ребенок должен иметь возможность заниматься разными видами деятельности: петь, танцевать, сочинять сказки, рисовать и т.д. Ключевым моментом в развитии творческих способностей является развитие воображения и мышления, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи. Воображение может быть воссоздающим или творческим. Это зависит от того, создает ли ребенок самостоятельные, оригинальные, яркие образы или пользуется образами из памяти. В детском художественном творчестве оба эти вида воображения тесно переплетаются, задача взрослых – научить ребенка использовать их в полной мере, развить творческие способности каждого малыша. Лучшим способом для достижения этого являются детские впечатления! Помогите детям получить как можно больше ярких, радостных, незабываемых впечатлений!

Чтение сказок, стихов, художественных произведений, рассматривание иллюстраций, посещение театров и музеев, походы и экскурсии – все это обогащает жизненный опыт ребенка, способствует развитию его воображения. Познание окружающего мира – это хорошее начало для развития способностей ребенка, в том числе и творческих, но оно должно происходить регулярно, а не «по расписанию», время от времени. Существует множество игр, стимулирующих развитие творческих способностей. В свободное время дома или на прогулке можно поиграть в игру «Скажи наоборот», «Хорошо – плохо», «Дорисуй», «Чудесный мешочек» др. Всевозможные мозаики и конструкторы также хорошо развивают воображение и фантазию, только нужно помнить, что они должны быть безопасны и соответствовать возрасту ребенка. Вся окружающая ребенка среда должна способствовать его развитию. Самое главное, что все, чем ребенок занимается, должно приносить ему радость. Обязательно обсуждайте все прочитанное и увиденное, интересуйтесь личными впечатлениями ребенка. Пусть ребенок нарисует, слепит все, что увидел, о чем узнал, что его заинтересовало или взволновало. Возможно, он что-то додумает в процессе, нафантазирует – творческая переработка жизненных впечатлений также способствует развитию воображения.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей дошкольников возможно при создании определенных условий : раннее физическое развитие ребенка, создание обстановки, стимулирующей ребенка на разнообразную творческую деятельность, максимальное напряжение сил, свобода выбора вида деятельности, комфортная обстановка и наличие свободного времени. Необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству, радоваться его успехам, сопереживать неудачам, терпеливо вникать в самые странные его идеи и никогда не осуждать!

 

Список литературы:

1. Энциклопедический словарь «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского, М. – СПБ, «Речь», 2005.

2. Коробова Т.В. «Роль творческого воображения у дошкольников», электронный журнал «Экстернат», 09.08.2012.

3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк». Книга для учителя, М., 1991.

4. Межиева М.В. «Развитие воображения у дошкольников», Ярославль, 2002.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.