Развитие умений диалогической речи посредством деловых игр на занятиях русского языка в казахской аудитории




Жарбулова Сауле Траровна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, Казахстан, г. Кызылорда


Аннотация: Деловые игры способствуют формированию профессиональных комму-никативных умений будущих специалистов. Моделирование речевой ситуации обеспечивает аналитико-синтетического механизма рече-мыслительных действий обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, моделирование, речевая ситуация, аналитико-синтетический метод.




Библиографическое описание: Жарбулова С.Т. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КАЗАХСКОЙ АУДИТОРИИ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.38-39


Преподавание практического курса русского языка в казахской аудитории в системе многоуровневого профессионального образования характеризуется тем, что должен развивать у будущих специалистов профессиональную коммуникативную компетенцию. Русский язык в казахской аудитории является одним из профилирующих дисциплин, который способствует формированию личностно-деятельностных навыков культуры делового общения.

Как можно достичь положительных результатов по языковым дисциплинам, учитывая что студенты Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата в основном выпускники казахской средней школы. На практике доказано то, что языковая среда влияет на формирование уровня коммуникативных навыков. В академических учебных группах апробировали и приложили усилия для внедрения нового подхода в обучении «Лицом к лицу» стратегии «диалогического обучения». Диалогическое обучение как способ развития коммуникативных умний может быть реализована путем применения деловых игр.

Деловые игры на занятиях профессионального русского языка в казахской аудитории способствуют моделированию реальной ситуации общения. В учебной игре происходит существенные изменения в поведениях обучающихся, что проявляется в стремлении проявить индивидуальность. Это значит, что в процессе игры студент проявляет осознанную речевую деятельность, в котором выражается личностно-деятельностная коммуникативная компетенция говорящего.

Личностно-деятельностная коммуникативная компетенция говорящего на русском языке казахоязычного студента предполагает умения: логично, последовательно, достаточно полно излагать мысль; своевременно реагировать на речевые ситуации; аргументировать высказывания; рассуждать, выражая субъективно-оценочное отношение к предмету речи.

Деловые игры, используемые на занятиях профессионального русского языка в казахской аудитории, характеризуются психолого-лингвистическими особенностями, т.е. участник-студент должен проявить быстроту реакции на ситуативные реплики собеседника, что предполагает языковую подготовку и психологический настрой к высказыванию. Речевое взаимодействие участников деловой игры не только характеризуется вопросно-ответными репликами, но и руководить рече-мыслительным поведением участников. Главным из свойств деловой игры является наличие аналитико-синтетического механизма рече-мыслительных действий участников.

 

Список литературы:

1.Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Москва «Владос», 2000 г, С.302

2. Жарбулова С.Т. Пути активизации рече - мыслительной деятельности будущих специалистов в процессе обучения профессиональному русскому языку\\Научно-методический журнал «Проблемы педагогики» №10(11), 2015, С-62-64. 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»