Развитие умения работать с источниками информации – одно из основных универсальных учебных действий




Рыбак Елена Михайловна *
Морозова Галина Васильевна**

учитель *
зам. директора по УВР **
ГБОУ гимназия № 1409 г., Москва


Аннотация: Данная статья посвящена формированию у обучающихся начальной школы читательских компетенций, как фундамента компетенции работы с информацией в старших классах. Это результат анализа многолетней работы по направлению «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе», который помог прийти к выводу, что педагоги создают условия для использования системно-деятельностного подхода в своей профессиональной деятельности и развития проектно-исследовательского мышления у своих учеников на каждом урочном и внеурочном занятии.

Ключевые слова: формирование читательских компетенций, начальная школа, работа с информацией, проектно-исследовательская деятельность.




Библиографическое описание: Рыбак Е.М., Морозова Г.В. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ – ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.50-54


Проектно-исследовательскую деятельность в современных условиях надо рассматривать как один из немногих видов школьной работы, которая позволяет преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся уже в начальной школе.

В настоящее время совершенствуется методическая и педагогическая стратегия проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, так как она способствует формированию и развитию учебно-познавательной компетенции, личностному росту, поддержке мотивированных обучающихся. В рамках проектно-исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время управленческую компетенцию своей жизнедеятельности осваивают одновременно ученики и педагоги.

Успех, популярность, которую набирает проектно-исследовательская деятельность у ребят и их родителей – результат верного выбора общественно и личностно значимой для каждого цели проекта или исследования и путей её реализации, когда ребёнок, его потребности, интересы и активность оказываются в центре конкретного востребованного им и другими дела.

Неоценима значимость выявления способностей и развития познавательной способности детей раннего возраста. Именно этой идеей руководствуются педагоги начальной школы, используя в воспитательно-образовательном процессе проектно-исследовательскую деятельность. Интеллектуально и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.

Обзор информационных источников – одно из составляющих проектно-исследовательской работы, творческого домашнего задания. Развитие умения работать с источниками информации – одно из основных универсальных учебных действий. Одно из основополагающих условий успешности в социально-личностной жизнедеятельности. В начальной школе формируются читательские компетенции как основа компетенции работы с информацией.

Большое количество информации не должно пугать юных авторов проектно-исследовательских работ и их руководителей. Существуют хорошо зарекомендовавшие приёмы её изучения и обработки. Анализ многолетней профессиональной деятельности именно в сфере развития проектно-исследовательского мышления учеников младших классов, помог собрать воедино используемые на уроках в начальной школе приёмы изучения и обработки информации, что и позволило написать эту статью.

Уже на первых уроках в первом классе ребята знакомятся с различными видами источников информации:

- литературными источниками; (сразу учитель знакомит со справочниками, детскими энциклопедиями, учебниками. Постепенно классный руководитель знакомит со специальными сборниками с подробным описанием изучаемого материала);

- аудио- и видеоисточниками, мультимедийными носителями информации; (это научные, научно-популярные передачи, фильмы, мультимедийные программы, художественные фильмы, аудионосители);

- глобальными компьютерными сетями – интернетом; (педагог заранее готовится к показу школьникам работы в интернете – проверяет сайты, электронные источники-адреса, материалы…);

- человеком – как источником информации; (это и узкие специалисты, профессионально занимающиеся этим вопросом, и учителя, родители, люди, которые имеют эту информацию благодаря накопленной в течение жизни информации, жизненному опыту, мудрости);

- реальными объектами действительности (музейные экспонаты, археологические, исторические, художественные объекты, семейные реликвии…).

Учитель целенаправленно обучает юных исследователей составлять первоначальный список литературы, начиная со школьных учебников и детских энциклопедий;

- вместе с сотрудниками школьной библиотеки разъясняет ребятам, как изучать библиографические указатели по теме исследования, предварительно разъясняя все необходимые термины;

- очень внимательно учит работать с интернетом и сопровождает их деятельность в компьютерных сетях на протяжении всей работы над проектом или исследованием;

- постепенно вводит ученика в самостоятельный поиск литературных источников, начиная с тех, работа с которыми уже хорошо удаётся подопечному.

В первоначальный список информации входит учебная литература: учебники и учебные пособия.

Ученики начальной школы хорошо принимают информацию о разном предназначении учебника – в нём собрана базовая информация, содержащая систематическое изложение знаний, которые должны быть усвоены всеми учащимися; и учебного пособия, которое дополняет существующие учебники по изучающей дисциплине с позиции автора или авторов пособия. Словари, справочники, своды таблиц, данных, различные карты…- это тоже учебные пособия.

К справочно-информационной литературе относятся энциклопедии, энциклопедические словари, справочники, терминологические словари (слово «глоссарий» очень нравится ученикам начальной школы, хотя они и не сразу его запоминают и редко используют в своей речи); толковый словарь.

Уже на первоначальном этапе формирования компетенции работы с информацией, (это формирование читательских компетенций), обучающиеся начальной школы замечают, что учебные пособия: словари, справочники, своды таблиц, данных, различные карты..., - относятся к справочно-информационной литературе, закрепляя навык наблюдательности, умения формулировать выводы.

Монографии, сборники научных трудов (статей), научные журналы, диссертации относятся к научной литературе.

Что это за справочная литература, кто автор этой информации, для чего она предназначена, как с ней работать, педагог подробно объясняет и доступно показывает на занятиях в урочное и во внеурочное время. На этих занятиях обучающиеся знакомятся и со стилями речи. Готовясь к занятиям по знакомству с научной литературой, педагог обращает внимание на доступность материала.

На первых уроках в первом классе ребята знакомятся со структурой книги. Школьники, которые принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности, знают, что в структуру книги входит не только заголовок, который указывает на тему работы; оглавление, дающее возможность быстрого поиска информации в конкретной книге; но и аннотация, которая представляет краткое содержание работы; и предисловие, которое предваряет изложение основного материала и даёт установку на его восприятие; и послесловие, подводящее итог, сообщающее краткие выводы исследования; и справочный материал, дающий пояснения основным терминам и понятиям работы. Эта информация помогает юным исследователям понять, насколько необходима им для их проектно-исследовательской деятельности информация конкретной справочной литературы. Помогает разобраться ученикам начальной школы, а нужно ли тратить время на эту информацию, зачем она им нужна, пригодиться ли и когда?

В компетенцию грамотной работы с информацией входит знакомство младших школьников с библиографическим описанием книги, многотомного издания, ресурса интернета, правильным его оформлением.

После того, как ребята познакомились со справочной литературой, они знакомятся с различными видами чтения. Со всеми этими видами чтения, без их названия, т.е. без специальной литературоведческой терминологии, ребята знакомятся практически на всех уроках в начальной школе.

Проектно-исследовательская деятельность, как и вообще урочная учебная деятельность, даёт возможность уже с первых классов начальной школы осознать значение каждого вида чтения:

- беглое чтение – быстро знакомимся с текстом, понимаем содержание прочитанного;

- просмотровое чтение – быстро просматриваем текст: титульный лист, оглавление, аннотацию, отдельные абзацы, предложения, ищем интересующие нас факты, нужные слова, фамилии, даты;

- предварительное чтение – обращаем внимание на незнакомые слова, выражения, на иностранную лексику, научные термины, чтобы выяснить их смысл;

- аналитическое, изучающее чтение – чтение с глубоким осмыслением текста;

- повторное чтение – чтение для более глубокого понимания текста, для его самостоятельного воспроизведения или для точных ответов на вопросы.

В процессе многолетней профессиональной деятельности замечено, что ребята, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью с позитивным настроем, с помощью тренировок быстрее усваивают правила чтения:

- читают без повторов;

- читают без артикуляции, не шевеля губами;

- читают вертикальным движением глаз по тексту;

- сразу в предложении выделяют важные, ключевые слова;

- учатся запоминать не только эмоции, вызванные прочитанным, не только яркие фразы и слова, но прежде всего идеи, мысли.

Ученики уже в начальной школе, занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, защищают себя от избытка информации, учатся интегральному алгоритму чтения – отбору полезной информации. При таком чтении ученики концентрируются на названии справочного материала, его авторе, выходных изданиях, основном содержании, фактографических данных, обращают внимание на новизну материала, его критическую оценку, размышляют о возможности использования прочитанного материала в своей проектно-исследовательской работе, в жизненной практике, сразу отвечая на вопросы педагога, а потом и самостоятельно используя интегральный алгоритм чтения в своей практике для реализации цели: нахождении нужной информации.

При систематической проектно-исследовательской деятельности, развивая читательские компетенции, как основополагающую платформу для компетенции работы с информацией в старших классах, ученики начальной школы обучаются умению анализировать и осмысливать текст – дифференцированному алгоритму чтения. Выделяя основные опорные слова текста, кратко пересказывая текст, выделяя его смысл, младшие школьники учатся процессу смыслового сжатия текста по плану. Такая же практическая тренировка проводится на каждом уроке математики при работе над решением задачи, на уроках родного языка и литературного чтения и других уроках.

Правильное чтение - регулируемый, поддающийся целенаправленному совершенствованию процесс, даёт возможность научить ребят составлять простой и познакомить со сложным планом письменного и устного текстов. Составленный учеником план сразу даёт представление о качестве сформированности умения анализировать текст.

Как же составлять план:

- прочитать текст, выяснить значение непонятных слов и выражений;

- определить тему и основную мысль всего текста;

- разделить текст на смысловые части;

- определить тему и основную мысль смысловых частей текста (абзацев…), дать каждой части заглавие;

- написать черновик плана: сравнить его с текстом: проследить, всё ли главное вошло в план; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли тему и главную мысль текста, его частей;

- проверить, можно ли следуя составленному плану, воспроизвести текст (пересказать или изложить) текст;

- аккуратно переписать скорректированный план.

С этим видом деятельности все ученики знакомятся на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира, когда учатся писать изложения и сочинения, составлять краткий и подробный пересказ текста. Школьники, которые специально занимаются проектно-исследовательской деятельностью, на более высоком уровне владеют компетенцией составления плана изучаемого текста.

Умение составлять план говорит об умении анализировать текст, о качестве усвоения его содержания. План помогает восстановить в памяти прочитанное. При этом напоминает не столько пережитые при чтении эмоции, сколько самое главное, существенное в содержании.

План помогает сосредоточиться при рассеянном внимании и умственном утомлении, выполняя, таким образом, здоровьесберегающую функцию. Попутное с чтением составление плана не позволяет отвлекаться, заставляет погружаться в изучение текста, отображать его в виде определения темы, основной мысли всего текста и смысловых его частей, сосредотачиваться на заголовках содержания. С качественно составленным планом не надо бояться оторваться на время от исследования информационных источников – пункты составленного плана и мысленное раскрытие их содержания быстро восстанавливают ритм работы.

Формирование умения работать с информацией процесс длительный, учитывающий и возрастные, и индивидуально-личностные особенности обучающихся. В начальной школе в урочном режиме формируется не вся компетенция. В начальной школе формируются читательские компетенции, которые в старшем возрасте требуются для формирования универсальных компетенций работы с информацией. Такие умения, как умение составлять тезисы, конспекты, умение составлять пометки, выписки, цитирование, реферат, составлять таблицы, схемы, графики требует дополнительного учебного времени. Внеурочные занятия по проектно-исследовательской деятельности восполняют эти потребности. Надо отметить, что составление таблиц, графиков, схем нравиться младшим школьникам. При систематических занятиях они самостоятельно составляют и таблицы, и схемы… Краткая запись условия математической задачи в различной форме, выполнение заданий по окружающему миру тоже способствует развитию этого умения.

Вместе с педагогом ребята развивают в себе способность глубокого изучения текста, которое поможет быть им успешными не только в предметных областях знаний в школе, но и в других жизненных ситуациях. Навыки работы с информацией дают ребятам многое: умение ставить цель, концентрироваться, планировать свою деятельность, разделять главное и второстепенное, слушать, слышать, понимать и выражать мнение автора и своё личное, развивает коммуникативные компетенции. Прививает умение наслаждаться интеллектуальной работой. Основные метапредметные навыки этого умения формируются в начальной школе на базе формирования читательских компетенций.

Наш опыт формирования условий работы с информацией в начальной школе показывает, что многие умения и навыки прививаются ребятам на уроках и не требуют от учителя особенных усилий и дополнительного времени. Немного сдвинув акценты в сторону жизненной необходимости, внешкольной успешности от получаемых на уроках знаний, мы – педагоги создаём условия для использования системно-деятельностного подхода в своей профессиональной деятельности и развития проектно-исследовательского мышления у своих учеников.

 

Список литературы:

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов)// Завуч. – 2005. - №6. – с.4-29

2. См.: с. 41-42. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2000. 80 с.

3. См. 45-47. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2000. 80 с.

4. См. 52-53. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2000. 80 с.

5 См. 90-96. Герцов Г.Г. Работа с книгой. Мн.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2000. 80 с.

6. См. 40-52. Казарцев О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь. М.: Полымя, 1989. 176 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»