Реализация авторской экспериментальной образовательной программы «основы исторического туризма, краеведения и экскурсоведения» в рамках дополнительной предпрофильной подготовки студентов среднего профессионального образования




Табаченков Владимир Валерьевич

педагог дополнительного образования,
ЦДЮТиЭ им. Р.Р. Лейцингера,
Россия, г. Пятигорск


Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реализации авторской экспериментальной программы «Основы исторического туризма, краеведения и экскурcоведения» как неотъемлемой части предпрофильной подготовки студентов среднего профессионального образования по направлению «Туризм».

Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная программа, краеведение, туризм, экскурсоведение, предпрофильная подготовка




Библиографическое описание: 


В сложных современных социально-экономических условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания [1]. В рамках «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение современных форм и методов, а также развитие вариативности воспитательных систем и технологий [2]. Инновации в краеведении, туризме и экскурсоведении как и в других образовательных дисциплинах, во многом зависят от развития средств обучения и технологий их применения. Сегодня набирает популярность созданные на базе двух или трех образовательных учреждений экспериментальные образовательные площадки.

Одна из таких площадок была создана в 2015-2016 уч. году на базе Пятигорского государственного лингвистического университета и Центра детского и юношеского туризма и экскурсий им. Р.Р. Лейцингера (г. Пятигорск) для студентов средних специальных образовательных учреждений. Работа площадки максимально приближена к реальным условиям рынка труда в области внутреннего туризма, которые позволят студентам ориентироваться в современном многообразии туристских услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Создание экспериментальных образовательных площадок предполагает создание целого комплекса методических разработок, поэтому специалистами в области педагогики, туризма, краеведения и экскурсоведения была разработана авторская экспериментальная образовательная программа «Основы исторического туризма, краеведения и экскурсоведения». Данная программа является неотъемлемой частью дополнительной предпрофильной подготовки студентов среднего профессионального образования по направлению «Туризм» на базе основного общего образования.

Актуальностьэкспериментальной программы обусловлена тем, что она позволит значительно снизить риск невостребованности выпускников средних специальных образовательных учреждений через повышение уровня профессионального образования до уровня требований работодателей и позволит уменьшить уровень социальной напряженности. В экономическом аспекте программа способствует подготовке компетентного специалиста как ресурса социально-экономического развития местного и регионального рынка труда.

 Экспериментальная программа составлена в рамках общих интересов двух профильных организаций в сфере туризма и краеведения и включает в себя основные образовательные модули по таким направлениям, как «история туризма», «краеведение», «музееведение» и «экскурсоведение». Кроме того, в учебный план были включены темы, касающиеся проведения пешеходных путешествий и методики составления комплекса экскурсий по историко-географическим объектам Кавказских Минеральных Вод и Северного Кавказа в целом.

В результате изучения курса учащиеся получили знания: об истории становления туризма в России и за рубежом; о современном состоянии туризма в мире, России и на Кавказе; об основных понятиях географии туризма, факторах, определяющие потребность в туризме; о структуре туристских потоков. Кроме того учащимися были изучены основные районы и центры туризма в Ставропольском крае.

 Краеведческие аспекты экскурсионного дела и то, на чем основывается деятельность музеев и музейная работа ребята получали на различных мастер-классах ведущих экскурсоводов города Пятигорска. Основы походного туризма студенты изучали на базе ЦДЮТиЭ им. Р.Р. Лейцингера в специализированных аудиториях. Методику проведения экскурсий изучали непосредственно вблизи природно-исторических памятников и в залах Пятигорского краеведческого музея.

Экспериментальная программа предполагает создание собственного учебно-методического комплекса, а именно учебное пособие и планы практических занятий. Учебное пособие разрабатывалось совместными усилиями специалистов кафедры туризма и гостиничного сервиса ПГЛУ и ЦДЮТиЭ им. Р.Р. Лейцингера и на основе новейших образовательных программ в сфере туризма, краеведения и современных разработок в сфере экскурсоведения и музееведения. Учебный план практических занятий создавался специалистом, педагогом дополнительного образования Табаченковым В.В., так как реализация программы, проведение теоретических и практических занятий со студентами проходило под его руководством.

Занятия проходили на базе ЦДЮТиЭ им. Р.Р. Лейцингера в учебной специализированной аудитории еженедельно. Всего студентов обучалось 34 человека в двух академических группах. Продолжительность занятия составляет 90 минут (группировка парами). Разнообразные формы обучения, а именно лекционно-семинарские занятия, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций и практические занятия позволили студентам получить максимальные знания, умения и навыки. Система обучения – академическая, которая состояла из двух семестров. Максимальный учебный план по программе – 216 часов, из которых, отведенных на усвоение теоретических знаний – 130, а количество отведенных на практические занятия – 80. Количество часов для консультаций – 6. При реализации учебной программы применялась традиционная форма и процедура текущего контроля знаний и система оценок - пятибалльная. Программа предусматривает защиту курсовых работ. Ребята представили свои курсовые проекты в конце первого семестра. 94% обучающихся справились с курсовыми и получили хорошие и отличные оценки. Остальные 6 % процентов работы не представили в установленные сроки в связи с болезнью, поэтому они защитили свои проекты во втором семестре и также получили положительные оценки.

Учебная и производственная практики реализовывались концентрированно в несколько периодов в рамках профессиональных модулей. Организации контроля за исполнением программы производилась совместными действиями специалистов ЦДЮТиЭ им. Р.Р. Лейцингера и ПГЛУ в форме проведения анализа и мониторинга выполнения 100% учебного плана в срок усвоения программы.

По итогам прохождения программы обучения была создана совместная атте-стационная комиссия, в состав которой входят специалисты кафедры туризма и гостиничного сервиса ПГЛУ и ЦДЮТиЭ им. Р.Р. Лейцингера. Итоговая аттестация предусматривала дифференцированный зачет, который позволил получить объективную оценку обучающихся. Успешное усвоение программы предусматривает получение студентами сертификатов об окончании обучения с предоставлением первичной дополнительной квалификации «Экскурсовод (гид)». По итогам курса все 34 студента получили сертификаты.

Таким образом, создание условий для расширения спектра предоставляемых образовательных услуг увеличивает контингент обучающихся, которые включают в себя не только школьников, но и студентов, а создание подобных экспериментальных площадок позволит им обучиться дополнительно по программам профессиональной подготовки, что даст подстраховку на рынке труда. Важен и тот факт, что формирование, отработка и распространение инновационных технологий и методик обучения в системе дополнительного образования и внедрение комплексной системы менеджмента качества позволит постоянно повышать качество обучения.

Успешная апробация экспериментальной площадки и программы повысил престиж ЦДЮТиЭ им. Р.Р. Лейцингера как одного из основных поставщиков кадров для экономики города, которая зависит от внутреннего въездного туризма.

 

Список литературы:

Монографии,диссертации:

1. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: НОЛИДЖ, 2005. – с.12.

Источник из интернета:

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс] // Российская газета, 2016 – Режим доступа : https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html, свободный . – Загл . с экрана.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»