+7 989 669 15 15



Реализация экологического образования в рамках системы дополнительного образования




Нелюбина Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Россия, г. Краснотурьинск


Аннотация: В данной статье рассмотрены возможности реализации экологического образования в системе дополнительного образования. Выявлена и обоснована необходимость расширения дополнительного образования, применения специальных педагогических методов и приемов в процессе реализации экологического образования, создание условий для формирования устойчивой мотивации к решению экологических проблем.

Ключевые слова: проблема экологического образования, дополнительное экологическое об-разование, мотивация




Библиографическое описание: 


Взаимодействие общества с природной средой в нашей стране до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя от стихийного взаимодействия к сознательно-правовому. Экологические проблемы послужили основой для выдвижения идей устойчивого развития. Чтобы обеспечить устойчивое будущее человечества, потребуется заменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. По мнению академика Н.Н. Моисеева, «только по-настоящему образованное интеллигентное общество может оказаться способным развивать цивилизацию на оскудневшей планете». Наиболее эффективным экологическим образованием для будущих поколений может быть решение экологических проблем не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Полученное образование должно быть направлено не только на улучшение состояния окружающей среды, но и на повышение эффективности самого образовательного процесса, изменение сознания людей и воспитание личности, способной не только сознавать и переживать, но и предупреждать и решать экологические конфликты с природой.

В содержании образовательного процесса в рамках системы дополнительного образования при решении экологических проблем следует, прежде всего, выделить основные этапы:

- анализ конкретной экологической ситуации (во всей полноте экологических взаимосвязей в окружающей среде);

- осознание проблемы и необходимости ее решения;

- формулировка вариантов возможных решений (с использованием специальных «изобретательных приемов»;

- выбор оптимального варианта (оценка альтернатив проводится с учетом многообразия аспектов окружающей среды: экологических, экономических, правовых, этических, эстетических, технических);

- осуществление решения проблемы (практическая реализация решения);

- оценка результатов (рефлексия, осознание положительных и отрицательных последствий, обобщение опыта для использования его в будущей деятельности, распространение полученных результатов).

Для того чтобы деятельность учащихся по решению экологических проблем была успешной, им необходимо овладеть определенным инструментарием, т.е. универсальными учебными действиями, как умственными, так и практическими.

Большой интерес при работе в экологическом образовании представляют специальные методы и приемы: теории решения изобретательских задач, мозговой штурм, «интеллект-карта», метод аналогий, диспут, исследовательская работа в группах, парах. В процессе принятия решений у обучающихся появляется не только умение применить простейшие операции анализа и синтеза, но и более сложные приемы, такие как: выдвижение и проверка гипотез, целеполагание и т.д.

В особую группу следует выделить работу по развитию коммуникативных навыков учащихся. Как показывает практика, ни одно серьезное и ответственное экологическое решение сегодня не может быть принято единолично. Путь выхода из глобального экологического кризиса – в объединении усилий, позиций, мнений разных людей. Коммуникативные качества характеризуют умение и способности учащихся к сотрудничеству и взаимопомощи на всех этапах решения той или иной проблемы: коллективное обсуждение, распределение обязанностей, взаимоконтроль. Пожалуй, этот опыт является наиболее ценным результатом обучения решению экологических проблем с точки зрения развития личности. Естественно, что коммуникативные качества развиваются не всегда, а лишь в процессе коллективного решения. Наиболее оптимальным условием для этого является работа в группах. И вот здесь как раз на первый план выступает дополнительное образование, где количество учащихся в группе почти в два раза меньше, чем в классе общеобразовательной школы.

Большое значение при обучении учащихся решению экологических проблем имеет мотивация, характеризующая уровень сформированности потребности, интереса, желания и стремления заниматься этим видом деятельности и добиваться успеха. Так как одна из основных задач обучения школьников решению экологических проблем – развитие положительной мотивации, без которой невозможны не только гармония человека и природы, но и само существование человека. Этому как раз и способствует организованная система учебных занятий и практических действий дополнительного образования, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Для учащихся с низким уровнем мотивации могут представлять интерес яркие, оригинальные, мероприятия экологической направленности, например, театрализованные представления, конкурс экологического плаката (рисунка, поделки и т.д.), агитбригада (с награждением лучших участников призами) и т.д.

Для учащихся с высоким уровнем мотивации следует реализовать более продуктивные формы работы: проведение экологического мониторинга, анализ местной периодической печати, публикации собственных результатов, создание научно-исследовательской работы, экологические проекты, участие в практических природоохранных мероприятиях под руководством руководителя. При этом ребята могут не только самостоятельно участвовать в решении местных экологических проблем, но и быть организаторами такой работы в школе, по месту жительства, стать активными участниками и инициаторами экологического движения.

В общем, работу следует продумывать так, чтобы каждому ученику нашлось дело по силам. По окончании работы учащиеся должны сопоставить полученные результаты с планируемыми результатами и ответить на вопросы: достигнута ли цель, решены ли поставленные задачи, что удалось, а что нет и почему, что нового они узнали и чему научились? Но самое главное, ученик самостоятельно должен выделить - как он может использовать полученный опыт в своей жизни.

 

Список литературы:

1. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. Монография / Д.С. Ермаков. – М.: РУДН, 2008. – 180 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 19 с.

3. Николина, В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учебное пособие / В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 72 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»