Реализация интерактивных методов обучения на практических занятиях




Главатских Татьяна Владимировна

преподаватель химии
Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК», Россия, г. Екатеринбург


Аннотация: Интерактивное обучение состоит в том, что все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивные технологии способствуют условиям, при которых студенты чувствуют свою успешность, интеллектуальную со-стоятельность, что делает сам процесс обучения продуктивным и результативным.

Ключевые слова: органическая химия, интерактивные технологии, практическое занятие, аминокислоты, заместительная номенклатура, изомерия, стереоизомерия, химические свойства.




Библиографическое описание: Главатских Т.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.102-105


Дисциплина «Органическая химия» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности «Фармация». Для достижения результативности студентов первого года обучения на практических занятиях по дисциплине «Органическая химия» применяются интенсивные и интерактивные технологии. Интерактивные и интенсивные модели обучения тесно взаимосвязаны, в их основе – организация активной деятельности обучаемых по поиску и принятию решений.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный, act – действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком). Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет свою цель и основное содержание образовательного процесса [2,3]. Интенсивные и интерактивные технологии способствуют к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегий нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Таким образом, интенсивные и интерактивные технологии способствуют развитию познавательного интереса обучающихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать.

Интерактивные технологии и методы, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках учебного занятия: семинары (в форме дискуссий, дебатов); работа в малых группах – в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе», «жужжащие группы»; метод карусели; конференции; использование средств мультимедиа; игровые; моделирования и т.д.

На практическом занятии при изучении темы «Аминокислоты» рассматривается большой объем сложного материала, однако к этому времени уже изучены темы «Карбоновые кислоты», «Гидроксикислоты», «Амины», поэтому, используя дедуктивный метод (от общего к частному) можно часть вопросов (номенклатура и изомерия; химические свойства аминокислот по карбоксильной группе и аминогруппе) изучить, заполняя таблицу по номенклатуре, составляя структурные формулы изомеров и проекционные формулы стереоизомеров, составляя схемы реакции, которые затем используя компьютерные технологии (мультимедийную установку или кодоскоп) проверить знания студентов.Использование слайдов во время занятия помогает обеспечить динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами.

На основе имеющихся знаний («Номенклатура органических соединений», «Комплексные соединения», «Карбоновые кислоты», «Амины», «Гидроксикислоты») обучающиеся работая малыми группами, выполняют следующие задания:

Например,

1)  Заполните таблицу - дайте название аминокислотам по заместительной номенклатуре [1]:

 

Таблица 1. Номенклатура аминокислот

ФОРМУЛА АМИНОКИСЛОТЫ ТРИВИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ ПО ЗАМЕСТИТЕЛЬНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ
1. H2N CH2 COOH 2. H3C СН COOH     NH2 3. NH2 –CH2–CH2–COOH 4.H3C CH CH COOH    |  |       CH3 NH2 глицин, гликокол α - аланин   β - аланин валин ? ?   ? ?

 

1)     Выберите изомеры и дайте им название [1]:

 

 

 

 

1) СН3 – СН2 – СН2 – СН – СООН                                  |     NH2

 

2) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СООН                        |    NH2

 

3) СН3 – СН – СН – СООН |          |    CH3NH2

 

5)                         H2N –                 – СООН   

 

4)                               – СООН  NH2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)  Из предложенных аминокислот выберите те, которые способны существовать в виде энантиомеров

1)  2-аминопропановая кислота

2)  2-амино-2-метилпропановая кислота

3)  4-аминобутановая кислота.

Определите асимметричный атом углерода, составьте формулы Фишера для энантиомеров [1].

4) Составьте схемы реакций [1]:

 

Схема 1. Реакции по карбоксильной группе на примере глицина

(аминоуксусной кислоты)

NaOH

 

PCl5

O

       //

H2N – CH2 – C

       \

NH3изб.

OH

C2H5OH

 

(H2SO4)

 

H2NСH2COOH(P2O5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Реакции по аминогруппе на примере глицина

(аминоуксусной кислоты)

 

O

HCl

 

HNO2

       //

H2N – CH2 – C

          O         //R – C          \          H

       \

OH

СH3

 

              O             //CH3 – C             \              Cl 

 

 

 

 

 

 

 

Использование интерактивного метода обучения на практическом занятии по теме «Аминокислоты» повысило результативность на 30%. На занятии созданы условия для усвоения в полном объеме знаний и умений. У студентов появилась возможность понимать и рефлексировать, что они знают и думают. В результате использования интерактивных методов обучения на практическом занятии формируются и общие компетенции: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

 

Список литературы:

1.  Главатских, Т.В. Аминокислоты» / Татьяна Владимировна Главатских. г. Екатеринбург, Фармацевтический филиал ГБОУ СПО «СОМК» - 2013г – 34 л.

2.  Панфилова А.П. «Инновационные педагогические технологии» [Электронный ресурс] // Электронная библиотека учебников, 2009 -. – Режим доступа: http://studentam.net/content/view/1253/123/, свободный. – Загл. с экрана.

3.  Решетноков Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. – М.: Спб., 2010.- 304 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»