«Заговори, чтоб я мог тебя увидеть!». Эти слова, сказанные Сократом, сегодня как нельзя актуальны, поскольку в последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением норм культуры речи, этики общения в ежедневной практике взаимодействия людей как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации.
Одним из основных показателей культуры человека, его интеллектуального развития является язык, степень овладения им, коммуникативная компетенция человека.
Речевая деятельность человека формируется постепенно и её развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.
Культура речи включает три компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Немаловажным в развитии и становлении подрастающего поколения является последний аспект – этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этика общения (речевой этикет) требует соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения.
Большое внимание речевому этикету уделяли ученые В.Е. Гольдин, Н.И. Формановская, В.Г. Костомаров. Однако практических разработок для внедрения изучения этого важного в культуре речи пласта в средней школе сравнительно немного.
Речевой этикет – это совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием [1, с.15].
Речевой этикет – неотъемлемый элемент культуры народа, важная часть культуры поведения и общения, продукт культурной деятельности человека. Основным правилам речевого этикета следует целенаправленно обучать в том числе и в школе. Исследования показывают, что современные подростки имеют скудные представления об этикете языка, а ведь словом можно воздействовать, как жестом или поступком: можно обидеть, оскорбить, а можно поддержать или восславить.
Именно бережное отношение к языку (а значит и к сложившимся нормам литературного языка) – показатель высокой речевой культуры как отдельных носителей языка, так и всего общества в целом.
Человек всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. А «культура заключается в умении выбрать и уместно употребить только то слово, единственное и важное, которое в данном случае ясней и ярче передаст вашу мысль» [3, 71].
Список литератур: