Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности (подготовка к ielts)




Ремезова Татьяна Юрьевна

магистрант, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Казахстан, г. Астана

Аннотация: Данная статья описывает характеристики речевой деятельности, а также необходимость овладения рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности при подготовке к IELTS. Также показывает, насколько овладение навыками говорения и письма сложнее, чем слушания и чтения.

Ключевые слова: рецептивные виды, продуктивные виды, речевая деятельность, слушание, чтение, говорение, письмо, подготовка к IELTS




Библиографическое описание: Ремезова Т.Ю. РЕЦЕПТИВНЫЕ И ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОДГОТОВКА К IELTS) [Текст] // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 7-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 28 февраля, 2015г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – C.108-110


Тест IELTS содержит в себе четыре основных параметра речевой деятельности: слушание, чтение, письмо и говорение - Listening, Reading, Writing, Speaking. Значит, осуществляет проверку владения рецептивными и продуктивными видами речи.

И.А. Зимняя рассматривает речевую деятельность как объект обучения и овладения в процессе преподавания иностранного языка [3, с. 73]. Одновременно с трактовкой иноязычно-речевой деятельности как тренировки, практики Б.В. Беляев определяет ее как самостоятельный объект – «… сама речевая деятельность (в частности, устная речь, чтение, письмо) отнюдь не сводится к автоматизированным навыкам, а представляет собой такую творческую деятельность, для которой характерны не навыки, а «вторичные умения» [2, с. 29].

Речевая деятельность, по мнению Н.Л. Шибко— это активный и целенаправленный процесс приёма и передачи информации в различных ситуациях общения с помощью речевых средств. [6, c.154]. И.А. Зимняя считает, что речевая деятельность реализуется в таких видах, как говорение, слушание, письмо и чтение. Она также определяет речевую деятельность трехуровневостью или трехфазностью своего строения (структуры). В него входят:

  • мотивационно-побудительный
  • ориетировочно-исследовательский (аналитико-синтетический)
  • исполнительный уровень [3, с.76].

Рассматривая первый уровень, автор отмечает, что деятельность побуждается целой совокупностью мотивов – внутренних и внешних[3, с. 75-76]. Нас интересует именно внутренний мотив, так как в его качестве в речевой деятельности выступает познавательно-коммуникативная потребность учащегося, «нашедшая» себя в предмете этой деятельности – ее смысловом, предметном содержании. В связи с этим перед учителем прежде всего возникает задача создания, поддержания и повышения внутренней мотивированности обучения речевой деятельности на иностранном языке. Выполнение этой задачи предполагает создание ситуации, стимулирующей возникновение и развитие коммуникативно-познавательной потребности учащегося высказать или принять мысль на изучаемом языке с какой-то определенной целью, например, научиться общаться [3, с.76].

 В английской же методике такого понятия как речевая деятельность нет, педагоги, преподаватели и методисты называют ее просто «speech», а виды именуют «skills». Поэтому четыре вида речевой деятельности в контексте подготовке к IELTS, можно переводить как «four skills». И соответственно, эти четыре навыка и надо развивать и совершенствовать у наших учащихся. Слушание и чтение мы относим к рецептивным видам деятельности, а говорение и письмо к продуктивным. Рецептивные и продуктивные навыки– языковые знания и навыки, необходимые для распознания сообщения и для порождения высказывания соответственно. Для понимания информации в тексте и на слух необходимо знание большего языкового материала по сравнению с продуцированием сообщений. Поэтому весь языковой материал (лексический, грамматический) усваивается рецептивно, т.е. с целью понимания звучащей речи и речи в графике, и часть его – продуктивно, т.е. для порождения речевых высказываний.

В качестве сложностей подготовки к IELTS, я выделяю именно овладения продуктивными видами речевой деятельности, т.е. говорение и письмо по ряду причин. Прежде всего, это физиологические (артикуляционные) параметры. Как отмечает И.А. Зимняя, к третьему уровню речевой деятельности относится исполнительный (или реализующий) уровень [3, с. 77]. Этот уровень может быть внешне выраженным и внешне не выраженным. Так, например, при слушании он внешне не выражен, тогда как исполнительная, моторная часть деятельности говорения очевидна, она внешне ярко выражена в артикуляционных движениях говорящего.

Следующий параметр сложности – это внешний письменный способ формирования и формулирования мысли, характеризующийся наибольшей эксплицитностью, развернутостью, полнотой, последовательностью, связанностью и т.д. Именно этими особенностями владения тем или иным способом объясняется то, что человек может уметь хорошо говорить, но не умеет писать, и наоборот [3, с. 80]. Т.е. снова происходит выделение говорения и письма, как наиболее сложных видов речевой деятельности. Помимо этой сложности, И.А Зимняя также отмечает, что обучение иностранному языку в школе происходит преимущественно на материале чтения текстов [3, с. 81], что соответственно ведет к слабому владению устным способом выражения мыслей, и, следовательно, этот пробел необходимо устранить и повысить уровень владения продуктивными видами речевой деятельности.

Также продуктивные виды имеют следующие «сложные» параметры, относящиеся к практике обучения иностранному языку:

  • необходимость обеспечения предмета речевой деятельности, другими словами, объекта, вызывающего мысль у учащихся;
  • необходимость формирования у учащихся программы смыслового развертывания высказывания от общего к отдельному;
  • обучения средствам выражения мысли, адекватным для каждой данной ситуации общения;
  • необходимость обучения внутреннему, внешнему (устному и письменному) способам формирования и формулирования этой мысли [3, с. 81].

Соответственно овладение продуктивными видами речевой деятельности на английском языке предполагает овладение не только и не столько средствами, т.е. языковыми единицами и грамматическими правилами оперирования ими, но и тремя основными способами формирования мысли при помощи этих средств в разных условиях общения.

Понятие «продуктивный» идет от слова «продукт», значит, в данном виде речевой деятельности продукт носит объективный, материализирующий и воплощаемый в деятельность характер. И.А. Зимняя отмечает, что в рецептивных видах деятельности продукт – это умозаключение, а вот в продуктивных видах речевой деятельности, таких как говорение и письмо, выступает высказывание, текст [3, с. 81], которые по своей сути, структуре, содержанию и совокупности всех лексических, грамматических и др. характеристик намного сложнее умозаключения.

 Также И.А. Зимняя отмечает результат, как важный элемент предметного содержания речевой деятельности. В рецептивных видах результатом слушания является понимание смыслового содержания текста и последующее говорение. Результатом продуктивных видов речевой деятельности является характер их рецепции другими людьми. Автор упоминает и о специфической единице, которую имеет любой вид деятельности, в том числе и речевая. В качестве таковой в рецептивных видах - это смысловое решение, а в продуктивных – это речевой поступок, который является более сложной организацией, чем смысловое решение [3, с. 82], отражая коммуникативно-нравственную сторону речевого поведения личности. В качестве одного из основных механизмов речевой деятельности, также может быть выделено осмысление. Осмысление обусловлено специфической человеческой ситуацией. Будучи конечным существом, человек, в попытках постижения бесконечно разнообразного мира, вынужден делать это с какой-то позиции, точки зрения, в каком-то смысле. Осмысление может реализовываться трояким образом: внутриконцептуально (как сопричастность смысловому содержанию предмета, «вчувствование» в него), надконцептуально (как реконструкция, «приписывание» смысла), межконцептуально (как прослеживание связей смысловых структур). В конечном счете, первые два подхода сводимы к третьему, являясь его крайними выражениями. Поэтому любое осмысление по своей природе диалогично [1, с.56]. Оно содержит два аспекта: разрушение привычного смысла и воссоздание нового смысла [5]. В рецептивных видах речевой деятельности в качестве осмысления выступает воссоздание смысловых связей в высказывании, а в продуктивных – это более сложный процесс установления смысловых связей в высказывании.

Все вышеизложенное, показывает, насколько процесс овладения продуктивными видами речевой деятельности (говорением и письмом) сложнее, чем восприятие готового текста или аудиозаписи в рецепции. В связи с этим, становится очевидно, что наибольшую сложность по подготовке к IELTS представляют именно продуктивные виды речевой деятельности, а также по причине отсутствия богатого жизненного опыта у учащихся [4], который им так необходим для выполнения заданий в Speaking и Writing. Опытные знания учащиеся получат в ходе выполнения проектов, а развивать навыки говорения и письма будут на основе цикличного обучения [4].

 

Список литературы:

  1.   Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров. // Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996.
  2.  Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1965.
  3.   Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / Москва «Просвещение», 1991 г. - 223 с.
  4.   Ремезова, Т.Ю. Цикличное обучение Speaking на основе проектов (подготовка к IELTS) [Электронный ресурс] // Наука и технологии: шаг в будущее, Чехия, 2015. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Page_ru.htm
  5.    Тульчинский, Г.Л. Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.) [Электронный ресурс] // Проективный философский словарь, 2003. – Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x3037.htm
  6. Шибко, Н.Л. Общие вопросы методики преподавания РКИ [Электронный ресурс] // Издательство «Златоуст», Санкт-Петербург, 2014. – Режим доступа: http://www.zlat.spb.ru/CatalogImages/File/pdf/chapters/978-5-86547-736-5.pdf

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»