Реформа правового регулирования электроснабжения в России




Семенович Кристина Сергеевна

аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, г. Санкт-Петербург


Аннотация: В статье анализируется порядок электроснабжения потребителей в советский период и в современной России после легального завершения реформы электроэнергетической отрасли. Автор приходит к выводу о необходимости действительного продолжения реформ.

Ключевые слова: электроэнергетика, реформа, электроснабжение, рынки электроэнергии, договор.




Библиографическое описание: Семенович К.С. РЕФОРМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ В РОССИИ[Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.139-141


Базовым разделом энергетики Российской Федерации (далее – РФ) признается электроэнергетика, «обеспечивающая электрификацию страны на основе рационального расширения производства и использования электрической энергии» [1]. Легальное определение электроэнергетики приводится в Федеральном законе от 26 марта 2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» [2] (далее – Закон об электроэнергетике), в котором она определяется как отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, субъектам электроэнергетики или иным лицам.

Экономический оборот электрической энергии происходит на двух взаимосвязанных уровнях – оптовом и розничном рынках электрической энергии. На оптовом рынке участвуют крупные производители и крупные покупатели электрической энергии и мощности, закупающие электроэнергию у генерирующих компаний в целях удовлетворения своих энергетических потребностей или для перепродажи на розничных рынках. Розничные рынки электрической энергии расположены вне оптового рынка и «представляют собой более или менее замкнутые региональные и местные рынки» [3, с. 268]. Удовлетворение энергетических потребностей бытовых потребителей происходит на розничных рынках, где взаимодействуют сбытовые организации, местные производители электрической энергии, сетевые организации, субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Двухуровневая модель функционирования электроэнергетики появилась в России в ходе реформирования отрасли, начало которой ознаменовалось принятием Закона об электроэнергетике и вспомогательного Федерального закона от 26 марта 2003 г. №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период <…>» [4]. До реформы электроэнергетика России представляла единый комплекс, включающий в себя производство, передачу и сбыт электрической энергии. Основным документом, определяющим взаимоотношения в электроэнергетической сфере, до 2000 г. являлись «Правила пользования электрической и тепловой энергией», утвержденные Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. № 310 [5] (далее – Правила). Электроснабжение осуществлялось на основании единого договора на пользование электрической энергией, заключаемого между энергоснабжающей организацией и потребителем, электроустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации.

По договору на пользование электрической энергией энергоснабжающая организация принимала на себя обязанности по бесперебойной подаче электрической энергии. Отпуск электрической энергии всем потребителям производился в соответствии с утвержденными годовым, квартальным и месячным планами отпуска электроэнергии. Правилами специально предусматривалось, что все потребители обязаны соблюдать установленные планы и режимы потребления электрической энергии, обеспечивать рациональное и эффективное использование электрической энергии, не допускать расточительства и бесхозяйственности в ее использовании. За нарушение порядка потребления энергии к потребителю, в зависимости от характера проступка, могли быть применены меры гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности.

Такая схема работы электроэнергетики, в начальный период реформ в рыночной структуре страны, сдерживала экономический кризис. Но на фоне общеэкономического спада продолжала повышаться энергоемкость экономики, произошло резкое падение объемов инвестиций с одновременным снижением эффективности работы отрасли. Государство было не в состоянии поддерживать работу единых энергоснабжающих организаций на уровне, обеспечивающем дешевое электроснабжение для потребителей. Простым и доступным выходом из сложившейся ситуации, позволившим понизить тарифы на электрическую энергию, послужило дробление единой системы электроснабжения на отдельные структуры: формирование полноценных конкурентных оптового и розничных рынков электроэнергии, достижение высокого уровня конкуренции в секторах производства и сбыта электроэнергии.

Технология производства и передачи электрической энергии, по сравнению с советской моделью, коренным образом не изменилась. Проведенная реформа электроэнергетики превентивно разделила деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. Отныне потребитель для обеспечения электроснабжения вынужден заключать ряд искусственно выделенных из договора на пользование электрической энергией гражданско-правовых сделок с разными компаниями.

О недостаточной законодательной регламентации новой структуры экономических отношений в электроэнергетике, в частности, на первостепенных розничных рынках, свидетельствуют постоянные злоупотребления, как субъектов естественных монополий, сбытовых организаций, так и бытовых потребителей. Ответственность за допускаемые нарушения, в основном, ограничивается минимальными имущественными взысканиями, не способными обеспечить добросовестного поведения субъектов электроэнергетики. Например, размер установленной Правительством РФ неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, заключаемому с сетевой организацией, рассчитывается всего из 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Величина предполагаемых имущественных потерь сетевых организаций при невыполнении ими обязанностей по договорам технологического присоединения не способствует добросовестному поведению субъектов естественных монополий в гражданско-правовых отношениях с потребителями электрической энергии. Для сбытовых организаций на розничных рынках электроэнергии законодателем не предусмотрен размер ответственности за неисполнение обязательств по заключенным договорам. Очевидно, что субъекты предпринимательской деятельности в отношениях с потребителями электрической энергии принимают все возможные меры для минимизации своих финансовых потерь.

Период реформирования электроэнергетической отрасли планировалось завершить к 1 января 2011 г., но несовершенная структура правовых отношений субъектов электроэнергетики свидетельствует о необходимости действительного продолжения реформ или о рассмотрении возможности введения в России ранее существовавшей модели электроснабжения.

 

Список литературы:

1.  ГОСТ Р 53905-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение. Термины и определения. утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 9 ноября 2010 г.№ 350-ст [электронный ресурс] / СПС Консультант плюс (11.01.2016)

2.  Об электроэнергетике: федер. закон от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ // Собр. законодательства РФ, 2003. – 13 - ст. 1177

3.  Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) /Матиящук С.В./ М.: Юстицинформ, 2012. - 268 с.

4.  Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»: фед. закон от 26 марта 2003г. №36-ФЗ // Парламентская газета, 2003 – 58

5.  Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией: приказ Минэнерго СССР от 6 декабря 1981 г. № 310 // СПС «Консультант Плюс» (11.01.2016)

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»