Роль физической культуры в развитии современных детей дошкольного возраста




Лошкарева Олеся Николаевна

ассистент, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец

Аннотация: в данной статье отражены проблемы состояния здоровья современных дошкольников. Проанализированы средства физической культуры, отражена их значимость для развития детей. Выявлена и обоснована необходимость использования средств физической культуры в становлении личности современных дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, здоровье, физическая культура, физические упражнение, физическое воспитание.




Библиографическое описание: Лошкарева О.Н. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.12-14


В современном мире проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. Это можно объяснить тем, что к детям предъявляются высокие требования, которым может соответствовать только здоровая гармонично развитая личность. Установлено, что здоровье человека зависит в большей степени от его образа жизни, а модель данного образа формируется в детском возрасте. Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на дошкольный возраст.

Дошкольный возраст является ответственным периодом в жизни человека. В данный отрезок времени формируются основы здоровья, осуществляется становление двигательных способностей, вырабатывается интерес к физической культуре и спорту, воспитываются поведенческие и волевые качества.

Многие родители считают самым важным для своих детей получение образования, упуская при этом из внимания самое важное – их здоровье. Уже с детства ребенка окружает множество электроники, компьютерной техники, которые повышают его интеллектуальную активность, но сильно снижают физическую. В результате этого развивается гиподинамия, то есть ослабление деятельности мышц. Вследствие малоподвижного образа жизни ребенок приобретает множество заболеваний: избыточный вес, болезни сердца, проблемы с позвоночником, диабет. Сниженная мышечная активность замедляет психическое развитие. Так, малоподвижным детям присуща вялость, пассивность, быстрая утомляемость. Такие дети стремятся уйти в тень, предпочитают деятельность без движений. Они робки в общении, стараются избегать активных игр [4].

Установлено, что 50 % детей в возрасте 6-7 лет имеют дефицит двигательной активности. Современный дошкольник подвижным играм предпочитает компьютерные, которые сильно вредят его здоровью. От долгого сидения за монитором у ребенка возникает головная боль, ухудшается зрение. Продолжительные игры вызывают раздражительность, капризы. Отрицательное влияние на детскую психику оказывают развлекательные компьютерные игры, в содержании которых прослеживается насилие и жестокость. Все данные потери можно восполнить средствами физической культуры.

Физическая культура является «частью общественной культуры, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей» [2, с.6]; это высокоэффективное средство повышения уровня индивидуального здоровья человека, включающего в себя психический, физический, нравственный и социальный компоненты.

Касаемо психического здоровья, следует отметить, что оптимально подобранная физическая нагрузка будет способствовать благоприятному течению биохимических процессов, вследствие чего можно оказать подавляющее действие на механизмы стресса, которые ребенок может испытывать в семье, группе детского сада. Также с помощью целенаправленных движений можно достичь снижения нервно-психического напряжения, нормализации эмоционального состояния, так как после нагрузки мышц возникает ощущение комфорта и удовольствия. Достичь положительных результатов в воспитании психически здорового ребенка возможно с помощью осуществления в дошкольной образовательной организации разноплановой работы по физическому воспитанию. Родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия, реализовать совместную работу с учетом не только педагогических задач, но и социальных (воспитание самостоятельности, ответственности).

Чем раньше ребенок усвоит основы физической культуры, будет заботиться о своем здоровье, тем реже он будет болеть. Для достижения данной цели родителям необходимо запастись большим запасом знаний и умений, ознакомиться с полезными свойствами физической культуры: выполнение упражнений благоприятно сказывается на становлении осанки, нормализации аппетита. С их помощью формируются важные навыки организма. Например, плавание позволяет разгрузить позвоночник, тренирует дыхание, обладает закаливающим действием; подвижные игры развивают физические навыки, приобретенные в упражнениях. Благоприятное воздействие на дыхательную систему оказывают занятия на свежем воздухе. Физические упражнения позволяют повысить иммунитет ребенка, поднять настроение, снять гиперактивное состояние, разнообразить деятельность. Ребенку необходимо двигаться не менее 2 часов в день, ограничив при этом его пребывание за компьютером.

Благодаря регулярным занятиям физической культурой у ребенка вырабатывается сознательное отношение к труду, активное непринятие вредных привычек, что положительно сказывается на нравственном здоровье [4]. Ребенок приобретет решительность, смелость, уверенность в собственных силах. Физические упражнения, позволят сформировать систему ценностей, мотивов поведения в социуме, что является основой нравственного здоровья.

Родителям следует поддерживать интерес ребенка к занятиям физической культурой. Для этого стоит определить индивидуальные желания ребенка в выборе физических упражнений. Необходимо повышать самооценку детей для выработки желания выполнять упражнения, например, утреннюю гимнастику.

Систематические физические упражнения, которые соответствуют возрасту детей, способствуют развитию всего организма, двигательного аппарата, повышают мышечный тонус, улучшают темп, силу, выносливость. Физические упражнения усиливают кровоток, повышают содержание гемоглобина, улучшают обмен веществ [1].

Специально подобранный комплекс упражнений позволяет согласованно работать мышцам детей, развить координацию. Необходимо чаще занимать ребенка физической активностью, например, записав его в спортивную секцию, так как занятия в образовательных организациях 2 раза в неделю недостаточны. Желательно как можно чаще организовывать подвижные игры на прогулках. У каждого ребенка имеются определенные способности, поэтому важно подбирать для него вид спорта, соответствующий его склонностям и природным возможностям.

Оздоровительные занятия для детей дошкольного возраста включают многие спортивные элементы, которые в процессе взросления организма помогают ребенку успешно включаться в отдельные виды спорта согласно возрастным критериям допуска в спортивные секции. Вначале дети проходят подготовку, а потом переходят к занятиям с допуском к спортивным соревнованиям.

Физическое воспитание должно быть ориентировано на оценку физического здоровья, развития и двигательной подготовленности детей с целью выявления индивидуальных особенностей организма, а также для обследования с дальнейшей коррекционно-оздоровительной реабилитацией.

Ежедневное занятие физической культурой является залогом здорового роста и развития ребенка, а также его хорошего самочувствия. Упражнения доставят детям массу положительных эмоций. Став примером для подражания, родители и педагоги смогут привить любовь к физической активности. Вызвать интерес у детей можно организацией всей семьей подвижных игр, в зависимости от сезона: катаний по выходным на велосипеде, лыжах, коньках. Выработав привычку физической активности в дошкольном возрасте, мы сможем воспитать счастливую, здоровую, сильную духом личность.

 

Список литературы

1. Лазарева, Г. Ю. Как приучить ребенка к спорту / Г. Ю. Лазарева. – М.: Издательство «АСТ», 2006. – 93 с.

2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368с.

3. Физическая культура в обеспечении здоровья // Интегральная медицина XXI века: теория и практика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.it-med.ru/library/f/fiz.htm, свободный. – Загл. С экрана.

4. Щебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб.пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / В. Н. Щебеко. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 192 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»