Роль информационно-графической культуры в подготовке будущего учителя




Яфизова Регина Ахнафовна*
Поджилкина Кристина Алексеевна**

к.п.н., старший преподаватель*
магистрант **
БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Яфизова Р.А., Поджилкина К.А. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 74-76


В условиях непрекращающихся процессов информатизации и компьютеризации, а также появления новой техники и технологий в различных областях деятельности человека, качественно меняются требования не только к уровню подготовки специалистов, но к воспитанию у всех членов общества качеств, позволяющих полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий.

Информационная культура становится важным показателем культуры личности. Непрерывно возрастающие возможности реального доступа к информации с помощью глобальных систем телекоммуникации обуславливают совершенно иную подготовку любого специалиста, для которого становится необходимым самостоятельно уметь разработать рациональную стратегию поиска необходимой лично ему информации из множества существующих. Понятие информационной культуры можно рассмотреть, как, интегративную способность личности, проявляющуюся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Совершенствование подготовки квалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования требует повышения качества их обучения, становления и развития духовной культуры личности, что в значительной мере обеспечивает профессиональную подготовку и последующую профессиональную деятельность в условиях быстро меняющегося общества. Задача педагога – помочь студенту состояться как личности, как представителю и носителю пласта технической культуры, созданной человеком.

Формированию информационной культуры в процессе подготовки специалистов посвящены работы С.Г. Антонова, А.А. Безрукова, Г.А. Бочкаревой, М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Е.В. Гнатышиной, Е.А. Горневой, И.И. Колковой, Т.А. Поляковой, Г.А. Стародубовой, и др.

Сегодня без компьютерной графики не обходится практически ни один
технологический процесс, поскольку все области деятельности человека так
или иначе связаны с представлением данных на компьютере (компьютерная
томография, визуализация строения вещества, моделирование одежды, дизайн
интерьера, верстка печатных и электронных изданий и т.д.). Современные требования, предъявляемые обществом к выпускнику вуза, обуславливают необходимость графической культуры, являющейся частью общего и профессионального образования современного человека. В связи с этим актуальным становится рассмотрение графической культуры с позиций достаточности для адаптации выпускника к условиям жизни и трудовой деятельности в современном обществе.

Графическая культура в профессиональной подготовке специалистов исследовалась А.Д. Ботвинниковым, В.В. Клюйковым, А.В. Кострюковым, М.В. Лагуновой, Б.В. Ломовым, А.А. Ляминой, Н.А. Усовой, И.В. Чугуновой и др.

Анализируя мнения авторов, которые исследовали понятия «культура», «информационная культура», «графическая культура», можно сделать вывод, что информационно-графическая культура играет роль базового компонента, интегрирующего различные дисциплины. Информационно-графическая культура характеризуется готовностью к функционированию в информационной среде, единством знаний, умений и навыков информационной деятельности со средствами компьютерной графики, способностью к творческому познанию и самообразованию.

Особую роль формирование информационно-графической культуры играет в процессе подготовки будущих учителей. Независимо от того, какую специализацию выберет будущий учитель, в любом случае жизнь потребует от него таких качеств как умение создавать иллюстрации к опорным конспектам, рисовать блок схемы, строить графики и диаграммы, создавать плакаты, оформлять графикой статьи, мультимедиа презентации.

Следующие компоненты информационно-графической культуры личности, можно считать основой для определения самого понятия «информационно-графическая культура», выделения параметров диагностики становления информационно-графической культуры у будущего специалиста, в том числе будущего учителя, а также ориентиров, определяющих цели, задачи, содержание и эффективность образовательной деятельности.

1. Информационный – мера владения совокупностью графических знаний и компьютером от ощущений, восприятий, представлений до понятий, учений и теорий.

2. Операционно-практический – мера владения современными компьютерными средствами и продуктивными способами информационно-графической деятельности для решения профессиональных задач и методами научного познания в предметной деятельности.

3. Когнитивный – уровень усвоения особенностей мышления в информационно-графической области (развитие пространственного мышления).

4. Коммуникационный – мера владения способами информационно- графической коммуникации в области профессионального контакта, осознание способности к общению с информационно-графической культурой и в ней, ее дальнейшему воспроизводству.

5. Креативный – уровень развития творческого потенциала на основе работы с мультимедийными средствами в профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что педагогической наукой накоплен обширный материал по формированию информационной и графической культуры в процессе подготовки учителей, процесс развития информационно-графической культуры в рамках применения средств компьютерной графики является малоисследованным: нет описания целей этого процесса, факторов его функционирования, недостаточно разработано методическое обеспечение подготовки будущих учителей, включающее формирование информационно-графической культуры.

В связи с этим необходимо разрешить проблему, которая заключается в выявлении и реализации комплекса компланарных педагогических условий и содержательной составляющей информационно-графической культуры будущих учителей.

 

Список литературы:

1. Зуева Е. Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2008.

2. Извозчиков В.А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект XXI»: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. — М.: Просвещение, 2002.

3. Лобанова Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения : дис. … д-р пед. наук : М., 2005.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»