Роль изобразительного искусства в образовании




Керимулаева Любовь Владимировна

преподаватель изобразительного искусства
ЧОУ школа «Радиант»
Россия, г. Тольятти


Аннотация: Зачем нужно художественное образование в общеобразовательной школе. Есть ли надобность в гуманитарно-художественном направлении обучения в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: образное мышление, логическое мышление, творческий опыт, нравственные, духовные ценности, художественно творчество




Библиографическое описание: Керимулаева Л.В. РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 9-11


Как известно, направленность современного образования ориентирована на развитие рационально – логического мышления ребенка. Это во многом связано с большей освоенностью логических наук перед художественными, основанными на эмоционально - эмпирическом восприятии. Эмоциональный, как и духовный мир человека вычеркнуты из мира науки, логического, материального, доказательного и проверяемого. Обозначены математические законы, законы физики и всего, что можно измерить, посчитать и т.д. И, так как точные науки считаются теми областями знаний, которые развивают в ребенке не только логику, но и дают знания о мире, его законах, подготавливают ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, это приоритетные направления образования. Это понятно.

Но, с какого возраста у ребенка начинает развиваться рационально – логическое мышление и что оно меняет в нем? Формирование логического мышления формируется уже в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста мыслят образами, поэтому математические знания формируют с помощью вычитания яблок, палочек и прочего. Детям этого возраста не понятно понятие цифры, а все потому, что превалирует образное мышление.

Существует два способа постижения, освоение мира. Один - рационально-логический, расчленяющий, последовательно выстраивающий систему своих представлений. Другой - целостно-образный, эмоциональный. И то и другое человеку необходимо, но у большинства людей преобладает либо то, либо другое, а почти у всех детей преобладает второй, эмоционально-образный аспект. Очень важно, однако развивать оба типа мышления, потому что иначе разрушается тонкая взаимосвязь этих, как кажется на первый взгляд, взаимоисключающих категорий. Если делать упор только на логическое мышление - это ущербное развитие, и ущербность скажется не только в том, что человек не станет живописцем или музыкантом, а во всей его жизни. Ясно, что в нынешней образовательной системе только гуманитарно-художественный цикл способен развивать чувственное восприятие мира, интерес и отзывчивость ко всему тому, что ребенок всеми чувствами своими воспринимает. А именно это и связывает нас с единственным реальным миром, в котором мы существуем, действуем и за который отвечаем. А когда все образование строится на схемах, символах, буквах, понятиях, цифрах, тогда то, что я непосредственно вижу и слышу, вроде бы и не имеет ценности, а в учебном процессе скорее даже мешает.

Не случайно словом «чувство» мы обозначаем разные вещи. Это зрение, слух, другие внешние чувства, но это и душевная жизнь, эмоциональная сфера. Все предметы, кроме гуманитарно-художественных, игнорируют эмоциональную сферу, область чувств, человеческую душу. Развивается только интеллект.

А мы ведь часто видим, что у человека «голова работает», но он душевно недоразвит. И самому ему от этого плохо, каким бы он ни казался «успешным».

Занятия искусством – это то, что может делать растущего человека наследником основных общечеловеческих духовных, нравственных ценностей. Приобщать к тому, что было и остается главным для людей разных эпох, культур, верований, для людей, от которых мы во многом отличаемся, но в важнейших вещах совпадаем – в поисках ответа на вопросы о высшем смысле жизни, о времени и вечности, о красоте, смерти и бессмертии, о многом таком, чего не назвать словами, но можно передать в образах. И эти ценности всегда воплощались в великих произведениях искусства, в связи с религиозным сознанием народа, с его главным мифом, с его неповторимым местом в человечестве - ведь как человек неповторим, так и народ, и культура народа. И поэтому, когда мы видим афинский Парфенон, или сакральный комплекс египетский, индийский, великие творения западного и православного христианства, то мы словно видим разные лики единого человечества, которые сменяют или дополняют друг друга [1].

Если же человек растет душевно неразвитым, если высшие человеческие ценности ему глубоко чужды, то чем он компетентнее, конкурентоспособнее и успешнее во всем остальном, тем он ужаснее. Если он прекрасный химик, он изготовит самую эффективную взрывчатку, если он прекрасный физик, он спокойно поедет работать над ядерной программой таких стран, которые нельзя вооружать - просто потому, что там много платят, если он силен в юридических и финансовых делах, то он обогатится таким образом, что к нему и не придерешься, он станет неуловимым компьютерным взломщиком и т.д. [1].

Освоение художественной культуры начинается не со специальных умений и знаний. Оно начинается с отношения ко всему в жизни как к живому и родственному тебе самому, и к себе как части живого всемирного целого. То, что ребенку по природе очень свойственно, и это надо подхватить и перевести на творческий уровень. Это и основа религиозного воспитания, не чреватого конфронтацией, и неутилитарного отношения к природе как к живой и ценной независимо от того, что я «из нее» могу сделать в своих интересах. Это все само собой, естественно закладывается в хорошем художественном воспитании.

Многое в учебном процессе построено так: усваивай и воспроизводи то, что тебе вкладывают в голову. Блокируется естественная потребность человека творчески выразить то, что у него внутри, внешне воплотить. Во многом из-за этого проистекают школьные неврозы, перегрузки, срывы.

А опыт творчества напротив, означает: во мне что-то родилось, я это воплотил и сделал понятным для других. Это может проявиться в любой профессии, и в повседневной жизни.

В детстве лучше всего этот опыт приобретается в области художественного творчества. В хороших педагогических условиях практически все дети очень быстро выходят на уровень создания художественно ценных образов.

Чтобы ребенок рос отзывчивым, душевно развитым, относящимся ко всему как к живому; чтобы он способен был относиться к другому человеку как к другому «я», родственному ему самому и в то же время отличному от него, нужно именно полноценное и раннее художественное образование. Это неконфронтационный путь решения самых важных задач, в том числе и духовно-религиозного воспитания, экологического воспитания. Ведь разные виды воспитания – это все грани одного целого. Это же не части номерного замка, которые надо поочередно поставить в нужное положение, а стебли, которые все растут из одного корня. И этот корень надо поливать, освещать и согревать как можно раньше, с помощью искусства и художественного творчества.

 

Список литературы:

Статья из журнала:

1. Мелик-Пашаев, А.А. Детоводительство на получетвереньках / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. - 2011. - № 5.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»