+7 989 669 15 15



РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ АРМЕНИИ




Егиазарян Маргарита Рафаеловна

кандидат экономических наук, доцент, Ереванский государственный университет, Экономический факультет, Армения, г. Ереван

В статье рассматриваются проблемы модернизации экономики республики Армения. Выявляются перспективы и пути инновационного развития. Важную роль в деле модернизации экономики уделяется малому бизнесу.

Ключевые слова: Ключевые слова: модернизация,инновационное развитие,наука,малое предпринимательство,информационные технологии,венчурные фирмы.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Модернизация экономики согласно распространенному мнению, должна спасти страну, вывести ее к новому этапу развития. Осуществление модернизации, столь важной для социально-экономического развития Армении, требует напряженных и длительных усилий.

Для Армении главным направлением развития, открывающим долгосрочные перспективы, является производство наукоемкой, с низкой энергоемкостью продукции, которое требует вложения высококвалифицированного труда и инноваций. Ускорение научно-технического прогресса является фундаментальной основой развития долгосрочной стратегии-перевода экономики на инновационный путь развития. Для изучения и определения перспектив инновационного развития Армении первостепенное значение имеет определение и уточнение ее конкурентных преимуществ в этом направлении, к числу которых можно отнести широкое распространение высшего образования, сравнительно низкая стоимость квалифицированной рабочей силы по западным меркам, что сказывается на конечной цене продукта. Наличие многочисленной и экономически активной диаспоры (по некоторым оценкам, численность армянской диаспоры достигает до 5.6 млн человек) также играет немаловажную роль.

Признавая значимость и необходимость проведения модернизации армянской экономики, следует четко представить каковы возможности ее практической реализации, ее основные субьекты, движущие силы. Речь идет о выделении тех хозяйствующих субьектов, которые станут платформой модернизации и на их базе будут разработаны и созданы передовые технологии.

Опыт развитых стран показывает что одним из непременных условий реализации стратегии опережающего развития является активное малое предпринимательство, которое способно наиболее результативно реализовать механизм производства и запуска перспективных технологий, сделать его гибким и экономичным [1]. Именно сектор малых и средних предприятий может стать источником новых технологий.

Эффективность малых предприятий в деле модернизации определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

ü Малые предприятия часто проявляют себя как новаторы, разрабатывают и внедряют новые технологии. Значительное большинство новых товаров и услуг рождается именно на малых предприятиях.

ü Малый бизнес играет определенную роль в повышении производительности труда. У малых фирм несравнимо больше готовности к риску, что мало свойственно крупным корпорациям и столь необходимо для динамичного обновления производства [4].

В качестве элементов модернизационной платформы малым предприятиям принадлежит важная роль на стадии производства знаний и разработки новых технологий, и на этапе их внедрения в производство. В первом случае –это малые предприятия, которые занимаются научными исследованиями. Во втором –ключевыми субьектами модернизации становятся малые предприятия промышленности, осуществляющие внедрение технологических новшеств в производство.[2]

Анализ ситуации малого и среднего бизнеса в Армении позволяет сделать вывод, что этот сектор предпринимательства пока еще далеко не использует своих возможностей. Так несмотря, на то, что в 2010 году 97.7 % предприятий в Армении были малыми и средними [5], их доля в ВВП составила 41.7%. К сожалению в Армении не ведется отдельной статистики относительно малых и средних предприятий. Последние статистические данные расчитаны на 2009 год. В 2009 году 47.3 % малых и средних предприятий действовали в сфере торговли, питания и услуг. В промышленном секторе 90 % действующих предприятий являются малыми и средними, однако их доля в промышленном производстве составила только 27.9 %.

Малый и средний бизнес в любой стране решает проблему занятости. Опыт развитых стран показывает, что именно в этом секторе работает значительная часть занятого населения. Так в США, Японии, Германии около 98% действующих предприятий являются малыми и средними, там работают в среднем 80 % занятого населения.[3] В Армении 2009 году в малом и среднем бизнесе работали лишь 42.2 % занятого населения.[6]

Однако стоит отметить, что инновационный сектор, в частности информационные технологии ( ИТ-индустрия), могут стать ключевым источником институционального и качественного инновационного развития экономики Армении. В этом секторе наряду с армянскими национальными компаниями (BEVER, Open Source Armenia и др.) на территории Армении успешно работают и многие филиалы разных крупных зарубежных компаний, в основном американских (в частности, HPL, Synopsys-Armenia и др.).

О высоком потенциале инновационного развития Армении свидетельствует еще один показатель – индекс инновационного потенциала (INSEAD Global Innovation Index). Следует отметить, что в 2013 году по значению этого индекса Армения занимает 59 место из 142 стран и опережает такие страны, как Турция, Россия, Беларусь, Мексика, Индия и т.д [7].

Однако для развития этой отрасли, как и любой другой отрасли, необходимо привлечь значительные инвестиции, что является достаточно серьезной проблемой для экономики Армении. Реализация потенциала малых предприятий как важных субьектов процесса модернизации армянской экономики может быть в полной мере достигнута только при условии их эффективного взаимодействия с различными институтами рынка, государством, крупными производственными предприятиями, научными центрами итд.

На наш взгляд государственная экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на создание условий, стимулирующих и поддерживающих инновационную активность хозяйственных структур, и прежде всего малого бизнеса. В современных условиях крайне важно формировать мотивацию к инновационному поведению. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского и государственного секторов промышленности. В ближайшей перспективе необходимо снизить ставки по кредитам, упростить процедуры получения кредита, обеспечить снижение налоговой нагрузки.

Среди различных типов малых предприятий, выделяемых современной экономической наукой, ключевыми элементами и наиболее активными проводниками модернизации являются малые венчурные фирмы [2]. В мировой практике, в том числе и во многих странах с переходной экономикой, венчурные фонды (инвестиционные фонды, специализирующиеся в венчурном финансировании) выступают в роли институциональных инвесторов, которые предоставляют средства в виде венчурного капитала для финансирования акционерного капитала молодых инновационных, перспективных, быстро развивающихся предприятий, играют активную роль в консультировании и налаживании менеджмента этих предприятий, стимулируют внедрение современных инновационных технологий и т.п. При этом особое значение имеет тот факт, что венчурные фонды традиционно вкладывают свои средства в бизнес, связанный с современными наукоемкими и информационными технологиями в таких отраслях, как электроника, компьютерные и информационные технологии и системы, программное обеспечение, биотехнологии и прочее, т.е. в инновационные отрасли.

В Армении открылся первый венчурный фонд «Granatus ventures» Фонд основан с капиталом в $6 млн, из которых 50% профинансирует правительство Армении. Участие правительства в создании венчурного фонда реализуется в рамках кредитной программы Всемирного банка «Инновационная программа электронного общества и конкуренции».

«Granatus ventures» будет вкладывать в начинающие предприятия в сфере ИТ, в виде долевого участия, но в размере не более 50%. По мере развития компания будет постепенно выкупать свою долю.

По словам предпринимателей, поскольку Армения очень мала для инвестиций, рынком для венчурных инвестиций станут русскоговорящие страны с общим населением в 400 млн. человек. Армения станет базой для проникновения в другие страны, чему способствует хорошее знание русского языка и прочные связи с русскоговорящими народами.

Успех данной программы намного зависит от правильной организации проекта. Павительство должно создать такую среду, где будут вовлечены все субъекты Армении – университеты, которые обеспечивают высококлассными кадрами, исследовательские центры, которые могут быть как при университетах, так и отдельно от них, венчурные фонды и управляющие.

 

Список литературы:

  1.  Бельчук А.И. Проблемы модернизации российской экономики, Российский внешнеэкономический вестник,7, 2010
  2.  Владимиров С. О модернизации сбалансированной открытой экономики, Общество и экономика, 6, 2010
  3.  Муравьев А.И., Л.М. Игнатьев, А.Б. Крутик, Малый бизнесс: экономика, организация, финансы, СПб, 1999
  4.  Никологорский Д. Модернизация как этап развития, Экономист, 6, 2010
  5.  Социально-экономическая ситуация в Армении, январь-декабрь 2010г.
  6.  Социально-экономическая ситуация в Армении, январь-декабрь 2009г.
  7.  http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.